Л. Н. Толстой прямо заявлял, что главной своей задачей в романе
«Война и мир» он видел не решение каких-либо социальных, исторических,
философских вопросов, а стремление заставить читателя
полюбить жизнь во всех ее проявлениях. Наверное, этого было бы
невозможно добиться, показывая только отрицательные стороны
жизни. Но Толстой, наряду с обличением светского общества и изображением
изнанки войны, описывает прекрасные моменты бытия,
любуется красотой окружающего мира, Пожалуй, никто из героев
эпопеи в такой степени не воплощает и не чувствует красоту мира,
как Наташа Ростова. Недаром Толстой признавался, что Наташа —
его любимая героиня.
Первое же появление Наташи на страницах романа показывает
нам, что жизненная энергия переполняет героиню. Она не просто
входит в гостиную, где ее мать принимает гостей, а вбегает: «Черноглазая,
с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими
открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого
бега, …была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок,
а ребенок еще не девушка». Юная Наташа постоянно нарушает
приличия светского общества: то она прерывает чинный разговор матери
с гостями, то тайком целуется с Борисом Друбецким, то звонко спрашивает
за «взрослым» столом, какое будет мороженое. Но ей все
прощают. «Казак», — называет Наташу одна из самых влиятельных
светских дам, и в ее словах звучит одобрение. На Наташу невозможно
сердиться, потому что все ее шалости происходят от какой-то внутренней
переполненности жизнью. Наташа обостренно чувствует
прелесть окружающего мира и спешит поделиться своей радостью
с другими.
Толстой намеренно говорит о некрасивости Наташи. Красива
Элен Курагина, но ее совершенная красота прикрывает внутреннюю
пустоту. А Наташа обаятельна, обворожительна, полна «очарований»,
из которых самое сильное — это ее пение. Наташа взрослеет, занимается
танцами, музыкой, и во время ее пения происходят какие-то
чудеса. Ее брат Николай совершает очень дурной поступок. Поддавшись
азарту карточной игры, Николай проигрывает Долохову
сорок три тысячи рублей. Для обедневших Ростовых это значительная
сумма. Николай даже подумывает о самоубийстве. Он приезжает
после проигрыша домой мрачный, не знает, как сказать обо всем
отцу и жить дальше. И вдруг, услышав пение Наташи, Николай не
только забывает обо всем, но даже начинает подпевать: «О, как задрожала
эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе
Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего
в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все
вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…» Однополчанин
Николая Денисов, взрослый человек, офицер, не теряющий
самообладания в бою, вдруг делает Наташе предложение после
ее пения, хотя знает, что просит о невозможном. Но такова внутренняя
сила очарования Наташи, что невозможное кажется на миг Денисову
возможным. Карьерист Борис Друбецкой забывает о своей
могущественной покровительнице Элен Курагиной и какое-то время
ездит к Ростовым, потому что не в силах противиться обаянию
Наташи. Пьер Безухов, которого хитростью заманили в свои сети
корыстные Курагины, связанный оковами неудачного брака с Элен,
в глубине души мечтает о счастье с Наташей.
Князь Андрей, пребывающий в глубоком унынии после смерти
жены, чувствует какое-то внутреннее обновление, повстречавшись
с Наташей. Знаменательна их первая встреча в Отрадном, когда
Андрей Болконский случайно слышит взволнованный монолог Наташи,
обращенный к Соне: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах,
какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда.
Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы
себя под коленки — туже. Как можно туже, натужиться надо, — и полетела
бы. Вот так!»
Вторая встреча Наташи и Андрея происходит на балу, первом
в жизни Ростовой. Наташи не замечает фальши светского общества.
Она вся переполнена восторгом от блестящего зрелища. Ей хочется
танцевать, и больше всего на свете пугает Наташу, что никто не пригласит
ее на танец. Пьер просит Андрея потанцевать с Ростовой,
и привычный к балам Болконский поражается свежести, живости
Наташи: «…едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан
и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от
него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя
ожившими и помолодевшим…» Наташа и Андрей влюбляются друг
в друга, но внутренняя пропасть между ними слишком велика.
Болконский, чтобы не раздражать деспотичного отца, отсрочивает
свадьбу на год, а Наташа не понимает, почему счастье, которое может
быть уже сегодня, становится далеким.
Толстой подробно описывает охоту, на которую едут Ростовы.
Эта сцена наполнена любовью к природе России, знанием народной
жизни. По мнению писателя, ущербность людей светского общества
состоит в их оторванности от родной почвы. В Наташе, напротив,
просыпается настоящий «русский дух», когда она пляшет в доме
у дядюшки простонародную пляску. Для Наташи становится все
мучительнее ожидание жениха. Она чувствует, что могла бы сделать
князя Андрея счастливым, поделиться с ним радостью жизни.
В результате Наташа совершает роковую ошибку, приняв страсть,
вспыхнувшую в ней по отношению к Анатолю Курагину, за любовь.
Когда Пьер раскрывает ей глаза на Курагина, князя Андрея уже не
вернуть: он не в силах простить Наташу.
Толстой показывает бескорыстие и патриотизм Ростовых, отдавших
свои подводы для вывоза раненых из Москвы в 1812году. Судьба
словно награждает за это Наташу последней встречей с князем Андреем,
который перед смертью прощает ее и признается в любви.
В финале романа Наташа находит семейное счастье с Пьером
Безуховым. С героиней происходит удивительная перемена: она больше
не поет, почти не бывает в свете, забывает свои «очарования», но
зато Наташа превращается в заботливую мать и любящую супругу.
По мнению Толстого, истинная красота женщины приходит к ней,
когда она становится матерью, отдает все свои силы семье. В образе
Наташи словно заключается прелесть окружающего мира, и Толстой
надеялся, что читатели, познакомившись с его любимой героиней,
почувствует настоящую красоту мира и человека.