Несмотря на то что литература как вид искусства представляет собой единое целое, все же русская литература сильно отличается от западной. На мой взгляд, особенностью нашей литературы является глубина поднимаемых проблем и то, что истоки любых явлений у нас ищутся в каких-то нравственных категориях. Тема «маленького человека» является традиционной для всей литературы, но если на Западе «маленький человек» — понятие скорее социальное, то в русской литературе это состояние души, психология, место в жизни. Русский «маленький человек», боясь внешнего мира, создает свой внутренний и уходит в него, как в некий футляр, который способен сохранить и спасти от той боли, которую причиняет «маленькому человеку» окружающий мир. Если в западной литературе бедность является определяющим качеством и основной причиной этого явления, то в русской литературе все причины и истоки такого состояния таятся в душе самого человека, который не может стать свободным и сам ограничивает свой мир до размеров футляра.
Главными героями, носителями нравственных идей, так называемым «цветом общества», у Пушкина и Лермонтова являются дворяне, личности с огромными душами, полными глобальных идей, трагедии этих личностей являются трагедиями целого поколения, но, несмотря на это, уже Пушкин в повести «Станционном смотритель» затронул тему «маленького человека», и с тех пор она стала развиваться параллельно со всеми остальными темами русской литературы.
Наиболее полно, определив основные проблемы и пути развития, раскрыл эту тему Гоголь в своих рассказах. «Маленький человек» Гоголя служит в департаменте, является мелким чиновником, чья внешность не имеет никаких замечательных особенностей: «низенького роста, несколько на вид даже подслеповат… с небольшой лысиной на лбу…» («Шинель»). Интересно отметить, что лысина является характерной чертой в описании «маленького человека»: «это был человек… с проседью и с большою лысиною» (Мармеладов). Словно плешивость является внешним проявлением внутреннего состояния. Внешность говорит сама за себя, нет в ней какой-то красоты, ясности и значимости, которая присутствует в описании, допустим, Печорина. Герой рассказа Гоголя «Шинель» — Башмач- кин — чиновник, один из массы таких же «титулярных советников», которые все схожи своей непримечательностью. Гоголевский «маленький человек» живет такой же «маленькой» жизнью, где пропадают шинели и носы, где все смеются над ним и над его проблемами. Уже изначально мир настроен против «маленького человека»: «… в департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»; интересно, что к Башмачкину без уважения относились не только начальники отдела, коллеги — чиновники, но и те, кто были ниже Башмачкина по социальному положению. И это еще раз доказывает, что дело вовсе не в том, что он беден, он — чиновник, он — никто, дело в том, что Башмачкин и все остальные в этом ряду —люди с рабской психологией, которая позволяет им себя унижать. Герой рассказа Гоголя «Записки сумасшедшего» — обычный человек, служащий департамента, он, кстати, находит даже какую-то красоту в своей работе: «у нас зато служба благородная, чистота во всем такая». Но дело все в том, что этот человек ощущает себя мелким чиновником не только в своем департаменте, но и в жизни, где ему отводится, согласно табелю о рангах, самое маленькое место. И чтобы уйти из этой жизни, спрятаться от боли, которую несет с собой такое положение, он сходит с ума. Страх, рабство и желание вырваться из рамок того места, которое ему определено, подталкивают героя рассказа к безумию. И не случайно, что в своем сумасшествии он видит себя королем Испании: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я!» — восклицает титулярный советник, мелкий чиновник, в своем бреду.
Гоголь в своих рассказах показал, что «маленький человек» есть, у него своя жизнь, со своими бедами и страхами. Но «маленький человек» Гоголя вызывает к себе жалость. Достоевский рассмотрел проблему «маленького человека» с другой стороны, увидев, что у этих людей есть не только департамент с какими-то мелкими проблемами, но и нечто другое, что объединяет всех людей, — душа. «Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй был и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие» («Преступление и наказание»), (И Гоголь, и Достоевский отмечают это безумие в «маленьком человеке».) Мармеладов и его семейство
живут на грани жизни, и все их существование отличается некой исступленностью. Мармеладов наслаждается своим унижением: «не веселья жажду, а скорби и слез», Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит из угла в угол своей комнаты, сохраняя в себе «особую гордость бедных», Соня Мармеладова верит и ждет Спасителя, не замечая убогости окружающей жизни. Если «маленький человек» Гоголя вызывает жалость, то герой Достоевского восклицает: «Меня жалеть не за что!., а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал». «Маленький человек», являясь самым последним в ряду последних в этой жизни, страдает и ищет себе новые страдания, чтобы ими спастись. Все эти пьяницы, проститутки, все они жаждут Божьего суда и молят: «Господи, да придет Царствие Твое!» Потому что верят, что своими страданиями они искупили грехи. Открыв эту веру и боль, Достоевский оправдал этих людей, и, как потом напишет И.Северянин: «И — человек почти обожествлен».
Чехов продолжает тему «маленького человека», но по тому, как он видит этих людей и раскрывает их проблемы, Чехов ближе подошел к Гоголю. «Маленький человек» Чехова сам создает себе футляр, который уже принимает размеры некоего гроба, до которого не доходит внешняя жизнь. Тот страх, который свел с ума гоголевского героя «Записок сумасшедшего», к двадцатому веку принял катастрофические размеры, и поэтому, когда героя чеховского «Человека в футляре», Беликова, «вытаскивают» из футляра, он умирает, потому что боится этой жизни.
Еще хочется написать о «маленьком человеке» Куприна. Главный герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет» — Желтков — служит на телеграфе и на первый взгляд ничем не отличается от всех остальных. Но вот этот совершенно средний человек оказывается способным на Любовь, над которой смеялись, которую не воспринимали всерьез. У Куприна большое чувство может испытывать только «маленький человек», который перестает уже быть таковым, так как его душа способна вмещать любовь.
Тема «маленького человека» в русской литературе появилась еще в творчестве Пушкина и дошла до двадцатого века, приобретая новые оттенки. Внутреннее рабство, боязнь жизни и футлярность — эти качества определяют «маленького человека». Двадцатый век в этот список добавил хамство и наглость, и «маленьким человеком» нашего
времени становится Шариков, чьи человеческие качества свойственны не только литературным героям.