Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Тема подвига в ранних произведениях А.М. Горького

Сочинение на тему «Тема подвига в ранних произведениях А.М. Горького»

В своих ранних произведениях Горький нередко обращался к народным сказаниям и легендам. Именно в таких рассказах громко звучит тема подвига. Под подвигом можно подразуме¬вать разные поступки: победу над обстоятельствами, над собой, над врагом. Более того, в некоторых рассказах подвига как та¬кового вообще нет, но существует его предчувствие. «Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом ча¬бане», «На соли», «Дед Архип и Ленька», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» — все это в какой-то степени рассказы о по¬двигах, о сильных людях, поступавших вопреки обстоятель¬ствам, а чаще — самой судьбе.
Жажда подвига, дела присуща многим героям ранних расска¬зов Горького. В них живет отвращение к маленькому душевно¬му благополучию, которое приводит сильные натуры к стрем¬лению быть Человеком. Отсюда — общая черта всех подобных персонажей — стремление к добру, к тому, чтобы сделать счаст¬ливыми не только себя, но и окружающих.
Оставим в стороне «маленькие» каждодневные подвиги, ко¬торые совершают, например, рабочие в рассказе «На соли», и обратимся к подвигам в их романтическом понимании. Среди ранних рассказов Горького можно выделить три рассказа, при¬мечательных в этом отношении: «Макар Чудра», «Старуха Изер¬гиль» и «Песня о Соколе».
«Макар Чудра» — первое печатное произведение Горького, «задавшее тон» последующим рассказам, относящимся к тому периоду, который принято называть ранним творчеством пи¬сателя.
«Макар Чудра» — героически-романтическое произведение о гордых, свободолюбивых цыганах. Подвиг во имя любви и свободы не менее велик, чем подвиг во имя человечества. Лой- ко Зобар, красавец цыган, предпочитает убить свою возлюблен¬ную Радду, чем унижаться перед ней. Самое странное, что Рад¬да и ждала подобного поступка от гордого цыгана. Смерть обоих возлюбленных не что иное, как подвиг свободолюбия. Они ведь умерли, не желая предавать свои убеждения, умерли как герои. Подвиг Лойко Зобара ничем не напоминает подвиг Данко, но описан Горьким в предчувствии легенды о Данко, прообразом которого стал Зобар.
Небезынтересно вспомнить «Песню о Соколе». Трудно дать точное определение, что есть жизнь Сокола: стремление к по¬двигу или же сам подвиг. Несомненно, что геройство Сокола за¬ключается уже в том, что он может летать и ценить радость поле¬та и свободу. Ему тяжело летать в одиночестве, тогда как по земле ползают тысячи Ужей. Но лучше быть одному в небе, познав сча¬стье полного освобождения, чем пресмыкаться на земле.
Во имя свободы Сокол жертвует собой и разбивается о кам¬ни, олицетворяя образ революционера, который полон решимо¬сти преодолеть все преграды ради высокой цели. В душе рево¬люционера всегда живет жажда подвига, без которой его жизнь потеряла бы всякий смысл. Так и в легенде о Данко в сердце главного героя живет эта неистребимая жажда.
Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» стала неким символом: в ней как нигде Горький воспел подвиг человека. Имя Данко стало практически нарицательным, символизируя героя, жертвующего собой во имя человечества. Героического образа сильнее, чем образ Данко, в ранних рассказах Горького нет.
Данко — человек, поклявшийся вывести людей к свету. Будь он обычным человеком, он отступил бы перед трудностями, но это необычный человек, он не отступает даже перед лицом смер¬ти. Его отличают от других людей не только его смелость, кра¬сота и решимость, но и горящее сердце. Только такие сердца способны на подвиг.
Нет, наверное, в рассказе «Старуха Изергиль» сцены силь¬нее, чем та, где Данко вырывает у себя из груди сердце, чтобы осветить путь людям, тем самым людям, которые хотели убить его, которые назвали его «ничтожным и вредным человеком», не видя, что это единственный среди них великий и мужественный человек. Возможно, издали на самом деле все видится отчетли¬вее, а если великое находится рядом с нами, мы его не замечаем.
Данко пожертвовал свое пылающее сердце, но люди не оце¬нили его поступок, они не заметили его смерти и растоптали его сердце ногами. Такова участь самых великих героев и подвигов. Люди не умеют быть благодарными, не умеют помнить и преда¬ют забвению своих спасителей- И только гораздо позже потом¬ки вспоминают великого героя и слагают о нем легенды. Так и появляются на свет истории, подобные тем, которые рассказал
Горький. Лойко, Данко забудут как людей, они станут сказочны¬ми героями, символами. И чем старее будет становиться леген¬да, тем более ярким светом будут пылать эти образы.
Ничто, сделанное во благо людям и с любовью к ним, не мо¬жет пропасть даром, исчезнуть без следа. Во-первых, люди из¬влекут когда-нибудь уроки из жизни своих героев, во-вторых, они будут неуклонно идти к свету. Мечта Горького о том, чтобы все люди стали так же прекрасны, как Лойко и Данко, чтобы могли летать подобно Соколу, чтобы у каждого в груди пылало сердце, чтобы каждый был способен на подвиг во имя высокой цели, воплотилась в его ранних рассказах.