Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Тема семьи в одном из произведений русской литературы

Сочинение на тему «Тема семьи в одном из произведений русской литературы»

Главной мыслью романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстой
называл «мысль народную». Изображая масштабные исторические
события: войны 1805 и 1812 годов, — Толстой утверждал, что настоящим
творцом истории является народ, а не правители. Писатель
создавал не исторический трактат, а великое художественное произведение.
История показывается в романе не абстрактно, а на примере
судеб людей того времени. Поэтому важнейшей, наряду с «народной
», Толстой считал в романе «мысль семейную». Изобразив три
семьи дворян начала девятнадцатого века, писатель сумел показать
три социально-человеческих типа, характерных как для той эпохи,
так и для российской жизни в целом.
Первым в романе появляется глава семьи Курагиных — князь Василий.
Мы быстро понимаем, что автор отрицательно относится
к Курагиным, обличая на их примере типичные пороки высшего света.
Пожалуй, Курагины в изображении Толстого не столько семья, сколько
какой-то преступный клан, преследующий свои корыстные цели
и приносящий порядочным людям сплошные несчастья. Курагины
лживы, полны притворства, они не могут ни чувствовать искренне,
ни говорить. Толстой сравнивает князя Василия с актером, твердящим
заученную роль. Каков отец, таковы и дети, которых князь Василий
называет «обузой» своего существования: «Ипполит по крайней
мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный». И это отзыв
отца о своих сыновьях! Впрочем, князь Василий не преувеличивает:
Ипполит действительно глуп, но благодаря знатности его принимают
в самом высшем обществе; Анатоль, обладающий блестящей внешностью,
ухитряется ввести порой людей в заблуждение и скрыть собственную
глупость. Гордость князя Василия — дочь Элен, первая красавица
Петербурга. Автор настойчиво повторяет эпитет «красивая», и мы
начинаем понимать, что за безупречной внешностью Элен кроется
пустота. Внезапно разбогатевший Пьер Безухов становится жертвой
дьявольской красоты Элен. Лишь женившись на ней, Пьер понимает,
что Элен корыстна, развратна, цинична. Из-за ее интриг Пьер чуть
не убил на дуэли Долохова, о чем с ужасом вспоминает впоследствии.
Больше всего пострадала от Курагиных Наташа Ростова, ставшая
жертвой мужского обаяния Анатоля. По наивности Наташа приняла
его пошлые ухаживания за любовь. Порывистая, пылкая Наташа разрушила
свое будущее счастье с Андреем Болконским. Каково же
ей было узнать, что Анатоль, делавший ей предложение, женат!
Соблазнитель же, увидев, что интрижка с Ростовой не удалась, уже
на следующий день забывает про Наташу. Толстой «мимоходом»
сообщает о неожиданной смерти Элен в 1812 году — она не заслуживает
большего внимания. Так же вскользь говорит автор об Анатоле,
которому ампутировали ногу во время Бородинского сражения. Ку-
рагины не меняются внутренне, и они становятся неинтересны ни
автору, ни читателям.
Болконские и Ростовы, напротив, симпатичны писателю, хотя семьи
эти очень разные. Старый князь Болконский — генерал-аншеф в отставке.
Служба царю и отечеству была главным смыслом его жизни,
и Болконский сумел передать это чувство долга перед Россией своему
сыну, а в эпилоге мы видим сына князя Андрея, Николеньку,
который тоже мечтает прославиться и быть похожим на отца. Толстой
не скрывает тяжелых черт характеров Болконских. Старый
князь, оказавшись не у дел, по привычке заполняет день непрерывными
занятиями: руководит перестройкой имения, работает на станке,
учит дочь, пишет мемуары, но при этом не может сдержать своего
властолюбия, требовательности, которые превращаются в деспотизм.
Князь Андрей, как человек волевой, строгий, не может долго находиться
в Лысых Горах: несмотря на любовь и уважение к отцу, он
начинает конфликтовать с ним.
Судьба князя Андрея прекрасна и печальна. С одной стороны, он
с честью идет по стопам отца: мечтает о славе и совершает подвиг
в Аустерлицкой битве, отказывается от придворной карьеры, но заслуживает
искреннюю любовь полка, которым командует в 1812 году,
не «кланяется» гранате во время Бородинского сражения и получает
смертельное ранение. Но в жизни его много разочарований. Слава,
государственная служба, удивительная девушка Наташа Ростова —
ничто не приносит Андрею счастья, все оказывается слишком суетным
по сравнению с высоким небом, которое однажды, во время
Аустерлицкой битвы, поразило Болконского.
Его сестра Марья кажется робким, слабым существом. Подавленная
деспотизмом отца, она уже не надеется выйти замуж, обрести
свою семью, ищет утешения в религии. В финале романа выясняется,
что в Марье был скрыт огромный потенциал материнской любви, женского
обаяния. Став женой Николая Ростова, она находит свое счастье.
Наиболее дружная семья в романе — Ростовы. Светлой, жизнерадостной,
любовной атмосфере этой семьи можно позавидовать. Ростовы
открыты всем радостям жизни, они поэтичны, музыкальны,
восприимчивы к природе, близки к народу. Старый граф гостеприимен,
он обожает устраивать званые обеды, не скупясь на собственные
средства. Однако Ростов-старший ленится управлять имениями, что
постепенно приводит семью к бедности. Легкомыслие отца передается
и сыну Николаю, который в азарте карточной игры проигрывает
катастрофическую для Ростовых сумму. Правда, в эпилоге Толстой
показывает разительную перемену в герое: Николай, пройдя суровую
школу бедности, став главой собственной семьи, превращается
в настоящего хозяина, заботящегося о крестьянах. Николай никогда
не возьмется решать сложные социально-философские вопросы, как
Болконские или Пьер Безухов, но он честно служит в армии, не гонится
за чинами и наградами, а стремится исполнять свой долг.
Похожим на старшего брата хочет быть Петя Ростов, но война обрывает
его юную жизнь. Жизнелюбие в наибольшей степени воплотилось
в Наташе Ростовой. Толстой признавался, что она его любимая
героиня. Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что Ростовы —
любимая семья писателя. Наташа не так безупречно красива, как
Элен Курагина, но живое обаяние, которое исходит от нее, заставляет
окружающих забыть обо всех мелких и крупных неурядицах и ощутить
полноту жизни. Нелегким путем, полным разочарований, ошибок,
горя, Наташа приходит к счастью, и находит она его — в семье.
Выйдя замуж за Пьера, любимая героиня Толстого преображается: из
обворожительной девушки она становится заботливой матерью и женой.
Итак, лучшие герои Толстого находят гармонию и смысл существования
в семейной жизни. Автор показывает, что даже в эпохи
исторических потрясений семья остается для человека оплотом мира,
спокойствия, счастья.