Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Тема воспитания (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

Сочинение на тему «Тема воспитания (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)»

План
Введение
В повести автор раскрывает проблему воспитания.
Основная часть
Проблема воспитания рассматривается автором в совокупности с основными темами произведения.
Главный герой повести — Николенька Иртеньев:
— воспитание и образование героя;
— воспитатели Николеньки;
— воспоминания о матери;
— отец Николеньки;
— Наталья Савишна.
Заключение
Проблема воспитания в повести решается через характеристику героев, анализ взаимоотношений.
Написав первую часть трилогии «Детство» о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, Л.H. Толстой наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания.
Данная проблема поставлена писателем в связи с повествованием о формировании характера, отношения к жизни, к людям у маленького человека. Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности. Главный герой повести — автобиографический об-
раз. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими (Марье Ивановне), Карлу Ивановичу. Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствует о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме. Данная атмосфера создана заботливой хозяйкой, которая одинаково со всеми ласкова и приветлива: Карлу Ивановичу, который подошел к матушке поздороваться в гостиную перед утренним чаем, она «подала руку… и поцеловала его в морщинистый висок», Николеньку «поцеловала в глаза». Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка, которая согревает всех в доме своей теплотой: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Отец, типичный представитель дворянства девятнадцатого века, в воспитании детей был по необходимости строг, уравновешен, заботился об их образовании. Обладая определенными чертами характера: гордостью, оригинальностью, светскостью — он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди, с которыми жили и общались дети, также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность, умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличало Карла Ивановича, домашнего учителя мальчиков. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков чистописания, когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том, что самый тяжкий из пороков — неблагодарность. Своим отношением к людям, бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро, теплоту.
Таким образом, поставленная в повести Л.H. Толстого «Детство» проблема воспитания решалась писателем по- разному: через характеристику героев, их поступков, анализ взаимоотношений между людьми в доме, где росли дети, через описание каких-либо бытовых ситуаций.