Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Тема времени в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Сочинение на тему «Тема времени в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

А. П. Чехов начинает пьесу «Вишневый сад» с вопроса о времени. Вторая фраза, которую произносит Лопахин, — это вопрос: «Который час?» И надо думать, что писатель не случайно делает это. Уже с первых строк автор дает понять, что тема времени весьма важна в произведении. Суждения героев о прошлом, о настоящем и о будущем позволяют нам полнее раскрыть их характеры. А также упоминания о времени в ремарках и в устах персонажей задают общий настрой и ход комедии.
Начиная с первой ремарки Чехов отмечает, что мало изменилось в имении с тех пор, как уехала из него Раневская. В семье уже давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Время как бы остановилось пять лет назад. Никто в имении не может забыть события той поры. Они у всех на устах. Все в доме, от Дуняши до Раневской, вспоминают былое, и у каждого из них воспоминания навевают различные чувства. И все в доме напоминает о прошлом: и детская, и шкаф, и пруд, в котором утонул маленький сын Раневской, и сам сад.
Живым, ходячим «антиквариатом» является Фирс. Он живет во времени своей молодости. И возвращаясь памятью в прошлое, он говорит о нем, как будто это было только вчера, но нам становится ясно, что это прошлое уже не вернется никогда. В его разговорах чувствуется жалость к тому прекрасному для него времени.
Та же ностальгия звучит и в словах Гаева и Раневской. И потому, наверное, тяжело расстаться им с садом и имением, что это то немногое, что осталось от их молодости. Им трудно осознать, что живут они событиями, происходящими в дан- ныймомент, а не пять лет назад. Время для них не имеетгра- ниц. Двадцать второе августа, время, на которое назначены торги по продаже сада, для них как-то нереально далеко. Незаметно особенно большого энтузиазма, направленного на спасение имения. Для них важнее, что шкафу, стоящему в детской, исполнилось сто лет. Конечно, ведь он помнит пору их юности, их счастья. А для обоих героев это как-то трогательно важно. Они не желают принимать действительность и делать то единственное, что может спасти их положение, то, что советует им сделать Лопахин. Вырубить сад и сдать землю в аренду дачными участками. Нет! Это звучит для них как кощунство над их прошлым. И ради этого прошлого они жертвуют своим настоящим и будущим.
Чехов каждой строчкой стремится отметить, что прошлое главенствует в имении. Я уже упоминала о детской. Посмотрим, что пишет автор в ремарке перед вторым действием: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья». Слова «заброшенная», «бывшие», «могильные», «старая» — разве они не приводят к мысли, что это уже отжило свой век, что это осталось в прошлом?! И Петю Трофимова Раневская воспринимает больше как бывшего учителя ее погибшего сына и студента, который все то время, сколько она его знает, не может окончить университет, чем человека, который представляет будущее.
В пьесе есть человек, который старается не оглядываться в прошлое, а жить сегодняшним моментом, но прошлое все же тяготеет над ним. Но, в отличие от Раневской с Га- евым, для Лопахина это тяжелые воспоминания. В них горечь и обида на свое серое и безотрадное детство. Они постоянно напоминают купцу, что отец его был мужиком и он сам, «ежели подумать, разобраться, то мужик мужиком…» Поэтому приобретение этого имения, в котором отец Лопахина был крепостным, в котором Лопахин сам до некоторых пор ничего не значил, приводит его в такой восторг. Теперь, пусть не сознательно, но он хочет отмстить за годы унижений. И отыгрывается он на саде, вырубая его, хотя особо в деньгах не нуждается.
Из всего видно, что время в пьесе — это время остановившихся часов. Время прошлых лет, которые не хотят покидать это имение, наоборот, властвуют над душами и судьбами героев.