1. Соотношение творчества и судьбы творца.
2. «Стихи к Блоку” — признание в любви поэзии.
3. 1917 год — начало трагедии поэта.
4. 1941 год — «конец спектакля”.
5. Цветаева-человек и Цветаева-поэт.
У каждого поэта, писателя, художника своя, зачастую сложная и трагическая, судьба. У кого-то она тесно переплетена с его произведениями, у кого-то творчество совершенно отдельно от личных переживаний создателя. Некоторые писатели вводят в текст автора, выражающего их волю, другие же вкладывают свои слова в уста одного из героев. Но в любом случае личная жизнь, судьба творца накладывает на его произведения неизгладимый отпечаток.
М. И. Цветаева — человек со сложной судьбой и поэт с огромным талантом. И в жизни, и в творчестве она оказалась верна самой себе, «добру и красоте не изменила».
Писать стихи она начинает рано и почти сразу же невероятные, талантливые стихи, и стихи эти о любви. Уже в раннем творчестве видно сходство лирической героини и самой Цветаевой:
Нас разлучили не люди, а тени.
Мальчик мой, сердце мое!..
Не было, нет и не будет замены,
Мальчик мой, сердце мое!
Лирика поэта обращена к самому тонкому — человеческой душе. Цветаева сосредоточена на внутреннем, вечно изменчивом мире человека и на самой человеческой жизни во всех ее проявлениях:
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя —
Марина,
Я — бренная пена морская.
Основой жизни Цветаевой, ее главной целью стала поэзия, и ей служила она беззаветно, невзирая на несчастья и невзгоды, преследовавшие ее на протяжении всей жизни. Но быт побеждает творчество, растущее из вдохновения и упорного, непрестанного труда. Результатом такого труда стало огромное творческое наследие — сотни поэм, пьес, мемуаров и критических статей, в которых Цветаева просто и искренне рассказывала сама о себе.
До начала революции поэт выпустила три тома своих поэтических творений, запечатлев тем самым свои мысли и голос на пестрых, многоцветных и разноголосых страницах литературы серебряного века. Она — автор оригинальных по мыслям и точных по форме произведений, многие из которых стали классическими, программными для русской поэзии этого периода.
Я знаю правду! Все прежние правды — прочь.
Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем — поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется. Уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застанет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу… Понимание поэзии Цветаевой стоит умственных усилий. Поэт не опускается до своего читателя, а приподнимает его, ставя на одну ступень с собой. Так она определяла «сотворчество» поэта и читателя: «Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая».
Увидев А. А. Блока лишь однажды и мельком, поэт тем не менее посвящает ему целый цикл стихотворений, назвав его «Стихи к Блоку». И цикл этот необычен, он весь — длинное и легкое письмо влюбленной женщины своему любимому. Для нее Блок не реальный человек, а символ, аллегория самой поэзии, неслучайно называет она его «нежным призраком», «рыцарем без укоризны», «снежным лебедем», «светом тихим»:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
В этих словах — любовь. Но нежная, чистая и необыкновенно, безумно недосягаемая:
Но моя река —да с твоей рекой,
Но моя рука —да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.
Афористично и символично определяет Цветаева значение поэта и саму поэтическую сущность одной легкой строкой: «Равенство дара души и глагола — вот поэт». И действительно, в ней самой эти два качества невероятно тесно переплетались, образуя единую цельную личность:
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце — как маятник — как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.
Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.
После революции 1917 года судьба Цветаевой делает крутой поворот — поэт оказывается глубоко несчастной, не понимая смысла революции и не принимая ее, оставшись одна с двумя маленькими детьми. Казалось, что все пропало — неизвестно местонахождение мужа, окружающим не до поэзии. Но вдохновение и творчество — вещи, не зависящие от времен, и Цветаева вопрошает в отчаянье:
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Ни в страшные послереволюционные годы, наполненные хаосом и разрухой, ни потом — оказавшись в эмиграции, Цветаева не предает сама себя, оставаясь такой и в жизни, и в стихах. Она по-прежнему болеет душой за оставленную далеко-далеко, изнасилованную и разоренную Россию.
Вернулась Марина Ивановна в Россию только в 1939 году, и именно с этого времени начинается последний акт трагедии ее жизни. Ужасная эпоха сталинизма, калечащая судьбы людей, продолжала тревожить мысли Цветаевой, поселив в них идею о том, что сейчас России как никогда нужен настоящий и искренний Поэт.
Но наступает 1941 год. Елабуга. Окончена трагедия, занавес — на шее Цветаевой затягивается петля.
Осталась только Поэзия.
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет — мелкой.
Миска — плоской.
Через край — и мимо —
В землю черную, питать тростник.
Невозвратимо, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
И в произведениях, и в жизни Цветаева не предавала себя. Ей не надо было вводить в тексты образ автора или лирического героя, ведь талантливая поэтесса была одним с поэзией, неразделимым с творчеством. И в жизни, и в стихах она оставалась сильной и мятежной, способной даже через боль и унижения дарить окружающим Жизнь и Любовь:
Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю — и горю дотла!
Ида будет вам ночь — светла!
Это пророчество поэта сбылось — Цветаева известна и почитаема и по сей день.