«Мертвые души» Гоголя — творенье столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собой отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия хороших литературных произведений.
В. Г. Белинский
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — грандиозное по своему значению произведение, она является частицей русской литературной сокровищницы. Необычная история создания «Мертвых душ» уже таит в себе немало удивительного. Гоголь руководствовался отнюдь не только литературными задачами. Как видно из его поэмы, все свои помыслы писатель отдавал России, будущему возрождению ее народа. Книга Гоголя исполнена мужественной и мудрой правды о жизни, о Родине, а самое главное — о судьбах русского народа. Писатель безгранично любит свой народ, верит в его светлое будущее. При чтении поэмы особенно живо трогает душу образ Руси-тройки. Здесь автор утверждает мысль о неостановимом движении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных» людей, способных спасти страну: «Предстанет несметное богатство русского духа. Подымутся русские движения… И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»
Поэма «Мертвые души» является и сатирическим произведением. Гоголевская сатира адресована противоречиям самой действительности. Все сословия общества четко очерчены в разных группах персонажей: уездное дворянство, губернское чиновничество и дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное дворянство и чиновничество. Писатель умело выделяет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается у читателя впечатление живого лица, выявляется психологическая сущность персонажа. Нетрудно вспомнить сходство с медведем, косолапость Собакевича, расплывчатость черт пустослова Манилова. Или, например, облик Ивана Антоновича — «кувшинного рыла»: «Вся сердцевина лица выступила у него вперед и пошла в нос». Сразу напрашивается вывод, что это нос чиновника, привыкшего «вынюхивать» взятки. В «Мертвых душах» каждый портрет обладает индивидуальной глубиной. Все в нем неповторимо. Не менее поразительна способность автора вложить в уста тупых обывателей «разоблачительные» речи. Любой из них, разумеется, высказывается о своем и по-своему. Но источник у всех общий. Все они и не подозревают о том, что обычные, привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всего убогость, тупость, грубость, ханжество. Собакевич критикует своих знакомых. Но достаточно послушать его, чтобы убедиться, что он считает себя лучше всех, а в поношении близких находит единственное удовольствие. Чем больше откровенничает «медведь», тем яснее становится: наступать на чужие ноги не дурная привычка, а сущность его натуры. Не только «ругатель» Собакевич, но и другие персонажи демонстрируют самые затаенные и смешные стороны своего характера. Автор позволяет выговориться Ноздреву, Манилову и другим. Бессознательно они выбалтывают: один — свою наглость и глупость, другой — пустое, никчемное фантазерство. В поэме все: затейливые фамилии, предметы быта, туалета — выполняет резко обличительную функцию.
Главный герой поэмы — Чичиков. Он относится к предпринимателям нового типа. Автор затрагивает совершенно новый социальный процесс, зарождавшийся в феодальной России, — появление дельцов буржуазного толка. Вместе с тем чувствуется вся глубина противоречий жизни страны. Простые жители не могут найти средств для самого скромного существования. Отсюда в поэме появляется «говорящая» фамилия — Копейкин. Лишь потерявшие совесть занимаются ростовщичеством, подлогом, взяточничеством: копят капитал от копейки до миллионов. Горькая правда капитана Копейкина незримо присутствует и в рассуждениях писателя о тех ленивых душой читателях, которые не хотят знать истину. Наступательная позиция писателя против лжепатриотов необычайно актуальна и для нашего времени. В поэме ярко, зримо отражены неминуемые последствия деградации определенных слоев российского общества. И вместе с тем — мечта о возрождении страны, вера в изначальные силы народа. Сама тема поэмы — это критичное отношение ко всем порочным явлениям.
Социальная почва, на которой процветали чичиковы, мани- ловы, собакевичи, давно разрушена. А зло бюрократизма, приспособленчества, накопительства продолжает мешать человечеству. Разящая сатира Гоголя необходима и нашему времени. Важно, может быть, даже более, и другое. В произведении — пугающая картина разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни.
Герои Гоголя окончательно утратили способность по-настоящему видеть, слышать, думать. Их поведение, механическое, заданное раз и навсегда, подчинено единственной страсти — приобретать: материальные блага, положение в обществе, чины на службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно — страшно. Такая участь подстерегает каждого, кто отвернется от неповторимо многообразного духовного бытия. Страстное желание художника пробудить сонное человеческое сознание созвучно любой эпохе застоя. Книга актуальна и в настоящее время.
Действительно, справедливы слова Белинского, что поэма эта в самом деле выхвачена «из тайника народной жизни». Это подтверждается каждым словом, каждой строкой этого «русского, национального творения». Поэма Гоголя «Мертвые души», исполненная мужественной и мудрой правды о жизни, завершается лирическим раздумьем о судьбах Родины. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». Большой эмоциональной силой проникнута авторская вера в ее развитие. Я думаю, что это великое произведение будет жить в веках и бережно передаваться от поколения к поколению.