Николай Васильевич Гоголь — величайший русский писатель. Он обладал несомненным талантом, прекрасно разбирался в жизни, умел видеть многие человеческие пороки и мог мастерски, с юмором показывать эти пороки в своих произведениях. Главным трудом его жизни можно считать поэму «Мертвые души», в которой отразилась вся русская действительность начала XIX века. Это был многолетний труд его жизни, «творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности…», — писал Белинский.
Гоголь избрал интересный способ показа русской жизни. Сюжет поэмы основывается на том, что Чичиков, желающий быстро и без труда разбогатеть, ездит по городам России и скупает мертвые души. Сначала Чичиков заезжает к разным помещикам, живущим в деревне и представляющим собой наиболее отсталую часть русского дворянства. Это совершенно опустившиеся люди, собравшие в себе самые различные пороки. Писатель изображает их гротескно, саркастически высмеивая их жадность, глупость и подлость. Первым мы встречаем Манилова. Из-за своей ужасной лени он всю жизнь проводит в пустых мечтаниях. Он строит радужные планы и фантастические по своей глупости проекты. Он, например, хочет построить мост через реку и дом с таким высоким бельведером, чтобы видеть оттуда Москву.
Коробочка — барыня, торгующая пенькой и прочим, в том числе и крепостными крестьянами. При продаже мертвых душ она боится продешевить. Автор называет ее «дубинноголовой».
Приехав в имение Плюшкина, Чичиков сначала не мог разобрать, кто перед ним: мужик или баба? «Подумав, он решил, что это, верно, ключница». Сравнивая Плюшкина с ключницей, Гоголь показывает, что хозяин имения всего лишь раб вещей, но не хозяин их. Портретом Собакевича, смысл жизни которого заключается в том, чтобы набить желудок, и образом Ноздрева автор завершает показ русского поместного дворянства.
Образы крепостных занимают в поэме значительное место. Одни из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями. С юмором нарисованы Петрушка и Селифан, Прошка и девочка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево». Узок духовный мир этих забитых людей. Их поступки вызывают горький смех. Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостной гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюшкиных калечат живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Но Гоголь высказывает надежду на то, что сильный русский народ в любых условиях сохранит свое национальное богатство, свою культуру.
Эпическое повествование в «Мертвых душах» часто прерывается взволнованными монологами автора. Гоголь — истинный патриот. В лирических отступлениях он восторгается бескрайними полями, бесконечными дорогами и бойкими тройками. Лирический пафос достигает наивысшего подъема, когда речь заходит о судьбах Родины и искусства. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необ- гонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!.. Летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Гоголь выбирает тернистый путь писателя-реалиста, писателя-сатирика, беспощадного обличителя пошлости и косности. Он выставляет «выпукло и ярко на всенародные очи» повседневные характеры, которыми «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».
Проблемы, которые ставит Гоголь в «Мертвых душах», наверное, вечны. И только юмор и умение смеяться над собой испокон веков спасали русский народ от духовного уничтожения. В последнее время мы стали очень часто обращаться к творчеству Гоголя. Мне кажется, что народ видит в его произведениях рецепт своего духовного воскрешения.
Белинский отмечал, что при каждом слове поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Россия не похожа ни на одно другое государство. Она хранит в себе необычайные тайны и духовные сокровища. Об этом говорит и Гоголь, восхищающийся русским народом. Это чисто русский писатель, обладающий национальным характером, имеющий необычайное чувство юмора, так свойственное русскому народу. И поэтому поэма «Мертвые души» по праву является национальным произведением.