Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») 3

Сочинение на тему ««Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») 3»

Русь! Русь… Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?
Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь пришел в литературу с повестями из украинской жизни. Эти повести проникнуты глубокой любовью к народу, к его быту и замечательно отражают думы и мысли народа. Всю жизнь Гоголь твердо следовал своему определению народности: «…истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа».
«Мертвые души» потрясли всю Россию, — писал Герцен. — Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой». Характер повествования в «Мертвых душах» не только замедленный, но и в известной мере свободный. Автор поэмы не спешит рассказывать, он то и дело останавливается, точно оглядывается, начинает рассуждать и делится с читателем своими мыслями и чувствами.
Одно из самых интересных и значительных отступлений посвящено теме народа. Чичиков, рассматривая поданный ему Собакевичем список мертвых мужиков, предается раздумью. При этом высказывает мысли, которые принадлежат самому автору: «Григорий Доезжай — не доедешь! Ты что был за человек? Извозом ли промышлял и, заведши тройку и рогожную кибитку, отрекся навеки от дому, от родной берлоги, и пошел тащиться с купцами на ярмарку. На дороге ли ты отдал душу Богу, или уходили тебя твои же приятели за какую-нибудь толстую и краснощекую солдатку, или пригляделись лесному бродяге ременные твои рукавицы и тройка приземистых, но крепких коньков, или, может, и сам, лежа на полатях, думал, думал, да ни с того ни с другого заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь, и поминай как звали. Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!»
К раздумью Чичикова о народе присоединяются и прямые авторские размышления на ту же тему: «…Там-то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».
Лирические отступления Гоголя о народе сами как песня. В них авторское восхищение, любовь, в них Гоголь выходит за пределы пошлого мира своих героев-помещиков и вступает на широкий простор народной жизни, исполненной серьезных бед, тревог, труда и поэзии.
Лиризм в «Мертвых душах» носит вначале сдержанный характер. Затем от главы к главе он проявляется все сильнее, пока, наконец, не прорывается в полной мере и в полную силу в конце поэмы. В последних лирических отступлениях обозначилась главная тема: Россия, ее прошлое, настоящее и будущее. Это именно та тема, которая лежала в глубинах художественного замысла Гоголя, вдохновила его на этот замысел.
Вся поэма проникнута состраданием и жалостью к тяжелой жизни народа и вместе с тем глубокой верой в народ, в Россию, в ее будущее. Замечательное сравнение России со скачущей тройкой, перед которой расступаются и дают дорогу другие народы и государства, показывает веру Гоголя в то, что придет время, когда не за пенькой и соломой будут приходить к нам иностранцы, а за умом.
Более ста лет назад творил Гоголь, но произведения его не превратились в исторический памятник и имеют действенную силу и теперь. Сила гоголевского слова никогда не ослабеет. Творчество Гоголя — это образец любви к своей Родине, к своему народу.