Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Сочинение на тему ««Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)»

Поэма «Мертвые души» была написана в период 30—40-х годов XIX века, когда в России царило жестокое самодержавие. Господствующий класс — дворянство — стремился затормозить развитие России, сохранить существовавшие экономические и общественные отношения, обеспечивавшие его привилегии. Обездоленные, обнищавшие, жестоко эксплуатируемые крестьяне отвечали на усиливавшийся гнет волной восстаний. Нарастал социальный протест. Эту обстановку в стране отобразил Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души». «Мертвые души» названы поэмой, и в этом авторском выборе жанра, удивлявшем многих,— абсолютная правота и художественная точность. Поэма — образец совершенной органичной формы, соединившей речевые и образные пласты разных эпох.
«Мертвые души» — это чисто народное произведение. Жизнь крестьян — это фон, на котором разворачивается все действие. Рабское состояние, вечное ожидание порки, ругани сделали одних тупыми и бестолковыми. Молчаливый, тупой Петруха, читая книги, следит за тем, как из отдельных букв получаются какие-то слова. Девочка Пелагея «не знает, где право, где лево»- Однако Гоголь показывает не только забитого, запуганного мужика, он не мог не рассказать о нарастающем протесте крестьянства: и громадное количество беглых у Плюшкина, и расправа крестьян с земской полицией, и размышления и опасения обывателей и чиновников по поводу переселения крестьян — все это говорит о крестьянских волнениях. Гоголь восхищается трудолюбием русских крестьян, их выносливостью, физической силой, умением работать. Любая работа спорится в их руках. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Степан Пробка «все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах». Голодные, босые, раздетые крепостные создавали громадные ценности, были настоящими тружениками. Однако все, что производилось их тяжелым трудом, проедалось, пропивалось ноздревыми, маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи, балы, обеды и ярмарки — все это на крестьянские оброки. А русский народ, угнетаемый этими ничтожными, пошлыми людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий, насмешливый ум народа, острая наблюдательность живо выражается в его речи, песнях, которые «зовут и рыдают, и хватают за сердце». Гоголь видит силы, талантливость русского народа, он видит впереди его великое будущее, знает, что на этом необъятном просторе развернется на- род-богатырь.
Изучая «Мертвые души», необходимо всегда иметь в виду методологически важное высказывание Белинского: «Нельзя ошибочнее смотреть на «Мертвые души» и грубее их понимать, как видя в них сатиру». Нет, это не сатирическое произведение, а произведение о жизни народной. Гоголь в «Мертвых душах» совершенно отрекается от малороссийского элемента и становится русским, национальным поэтом во всем величии этого слова. Да и поэма его истинно национальная, русская. При каждом ее слове можно говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Поэма затрагивает живые, современные национальные вопросы в тогдашней России: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания, строгое выполнение хотя бы тех законов, которые уже есть.
Тема народа в «Мертвых душах» тесно соединяется с темой Родины. Беспощадно критикуя общественный строй, существовавший в стране, писатель был уверен в славном будущем русской земли, ее грядущем расцвете. Эта убежденность возникла из живого ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в Недрах народа. Образ России выступает в поэме как олицетворение всего великого, на что способен русский народ. Гоголь предугадывает рождение богатырских сил внутри России, он убежден в том, что ей предстоят великие исторические свершения. «Мертвые души» — произведение глубоко патриотическое, национальное. Оно беспощадно обличало тех, кто мешал процветанию родной страны. Оно проникнуто горячей верой в великое будущее России, служит тому, чтобы это будущее скорее наступило. «Мертвые души» — подлинно народное произведение, ибо оно было направлено против верхов общества, угнетавших народ, оказывало громадное воздействие на формирование революционного сознания, содействовало росту освободительного движения в России.
Поэма актуальна и в наши дни. Она тесно перекликается с современной общественно-политической жизнью. Многие злободневные проблемы, затрагиваемые в поэме, не решены и по сей день. Гоголь, являясь яростным обличителем господствующего класса, с нескрываемой злобой относится к чиновничьему аппарату, обличая тупость, жадность, взяточничество. Он ставит на первое место народ с его духовным богатством и нравственной чистотой.
Заканчивая сочинение, хочу сказать, что полностью согласен со словами В. Белинского о поэме Н. Гоголя «Мертвые души» и считаю, что великий критик сказанным как нельзя лучше и точнее выразил суть и духовное значение этой книги.