Поэма «Мертвые души» была написана в период 30—40-х годов XIX века, когда в России царило жестокое самодержавие. Господствующий класс — дворянство — стремился затормозить развитие России, сохранить существовавшие экономические и общественные отношения, обеспечивавшие его привилегии. Обездоленные, обнищавшие, жестоко эксплуатируемые крестьяне отвечали на усиливавшийся гнет волной восстаний. Нарастал социальный протест. Эту обстановку в стране отобразил Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души». «Мертвые души» названы поэмой, и в этом авторском выборе жанра, удивлявшем многих,— абсолютная правота и художественная точность. Поэма — образец совершенной органичной формы, соединившей речевые и образные пласты разных эпох.
«Мертвые души» — это чисто народное произведение. Жизнь крестьян — это фон, на котором разворачивается все действие. Рабское состояние, вечное ожидание порки, ругани сделали одних тупыми и бестолковыми. Молчаливый, тупой Петруха, читая книги, следит за тем, как из отдельных букв получаются какие-то слова. Девочка Пелагея «не знает, где право, где лево»- Однако Гоголь показывает не только забитого, запуганного мужика, он не мог не рассказать о нарастающем протесте крестьянства: и громадное количество беглых у Плюшкина, и расправа крестьян с земской полицией, и размышления и опасения обывателей и чиновников по поводу переселения крестьян — все это говорит о крестьянских волнениях. Гоголь восхищается трудолюбием русских крестьян, их выносливостью, физической силой, умением работать. Любая работа спорится в их руках. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Степан Пробка «все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах». Голодные, босые, раздетые крепостные создавали громадные ценности, были настоящими тружениками. Однако все, что производилось их тяжелым трудом, проедалось, пропивалось ноздревыми, маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи, балы, обеды и ярмарки — все это на крестьянские оброки. А русский народ, угнетаемый этими ничтожными, пошлыми людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий, насмешливый ум народа, острая наблюдательность живо выражается в его речи, песнях, которые «зовут и рыдают, и хватают за сердце». Гоголь видит силы, талантливость русского народа, он видит впереди его великое будущее, знает, что на этом необъятном просторе развернется на- род-богатырь.
Изучая «Мертвые души», необходимо всегда иметь в виду методологически важное высказывание Белинского: «Нельзя ошибочнее смотреть на «Мертвые души» и грубее их понимать, как видя в них сатиру». Нет, это не сатирическое произведение, а произведение о жизни народной. Гоголь в «Мертвых душах» совершенно отрекается от малороссийского элемента и становится русским, национальным поэтом во всем величии этого слова. Да и поэма его истинно национальная, русская. При каждом ее слове можно говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Поэма затрагивает живые, современные национальные вопросы в тогдашней России: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания, строгое выполнение хотя бы тех законов, которые уже есть.
Тема народа в «Мертвых душах» тесно соединяется с темой Родины. Беспощадно критикуя общественный строй, существовавший в стране, писатель был уверен в славном будущем русской земли, ее грядущем расцвете. Эта убежденность возникла из живого ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в Недрах народа. Образ России выступает в поэме как олицетворение всего великого, на что способен русский народ. Гоголь предугадывает рождение богатырских сил внутри России, он убежден в том, что ей предстоят великие исторические свершения. «Мертвые души» — произведение глубоко патриотическое, национальное. Оно беспощадно обличало тех, кто мешал процветанию родной страны. Оно проникнуто горячей верой в великое будущее России, служит тому, чтобы это будущее скорее наступило. «Мертвые души» — подлинно народное произведение, ибо оно было направлено против верхов общества, угнетавших народ, оказывало громадное воздействие на формирование революционного сознания, содействовало росту освободительного движения в России.
Поэма актуальна и в наши дни. Она тесно перекликается с современной общественно-политической жизнью. Многие злободневные проблемы, затрагиваемые в поэме, не решены и по сей день. Гоголь, являясь яростным обличителем господствующего класса, с нескрываемой злобой относится к чиновничьему аппарату, обличая тупость, жадность, взяточничество. Он ставит на первое место народ с его духовным богатством и нравственной чистотой.
Заканчивая сочинение, хочу сказать, что полностью согласен со словами В. Белинского о поэме Н. Гоголя «Мертвые души» и считаю, что великий критик сказанным как нельзя лучше и точнее выразил суть и духовное значение этой книги.