«О, четырежды славься, благословенная!» — такими словами встретил Владимир Владимирович Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Я бы сказал, он и сам был нашей революцией, плоть от плоти ее. Потому что весь советский период истории России прошел, как под красным флагом, под звонким стихом Маяковского.
Он произвел настоящую революцию в искусстве, нравах и этике общественного поведения. Грандиозная, почти монументальная фигура, Маяковский себе воздвиг памятник в творческом наследии и бесконечных подражателях его стихотворному стилю и даже напористому образу жизни. И вот уже 21-й век наступил, а Маяковскому подражают, на Маяковского ссылаются, у Маяковского учатся.
В дореволюционном творчестве Маяковского пульсирует форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис. Еще в 1905 году в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908 году, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 году провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения поэт называл началом своей стихотворной деятельности. Однако все написанные стихи у него перед освобождением были отобраны как яркая крамола.
Но эта страница в его биографии вывела Маяковского на путь сторонников революционного преобразования не только России, но и всего мира. Футуристы мыслили глобально, иначе они не были бы футуристами. И революция для них была мировой, и преобразования — только глобальные.
После Октябрьской революции 1917 года Маяковский по собственной воле занимается сотворением социалистического мифа о новом миропорядке. Своего рода новым социалистическим эпосом стали поэмы «150 ООО ООО», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Реформатор поэтического языка, Маяковский оказал большое влияние на поэзию 20-го века и продолжает жить в ритмах поэзии 21-го века, потому что новая эстетика сродни взглядам Ма- яковского на искусство. С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменениями социальной действительности. Резко меняется и тональность его стихов, вырабатывается неповторимый стиль, в котором всегда и во всем угадывается вечно живой и молодой Маяковский.
Господствующий в дооктябрьском творчестве поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гимнов, образ повелителя Всего мира), мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия буфф», «Потрясающие факты» — все эти первые образцы социалистического искусства Великого Октября захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством после победы пролетариата в России. Маяковский, как и прежде, ожесточенный романтик революционного преобразования мира, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. Главное, что он искренне верил в свои заблуждения и заставлял других поверить в свою утопическую мечту
В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в процесс революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но чтобы оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача содействовать объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных принципов. После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина, как на икону нового «святого».
Однако же после смерти Ленина у Маяковского трагически нарастает ощущение порочности нового пути России. Он критикует новое «комчванство» еще в стихотворении ленинского периода «Прозаседавшиеся». Бывший революционер с наганом, а ныне — советский чиновник вдруг распался: «Он на двух заседаниях сразу…» В своем политическом и поэтическом завещании, в поэме «Во весь голос», поэт выражает уверенность в правильности своего пути и пути всей страны. Указывает, как исправить недостатки нового общества, и выражает надежду быть понятым в «коммунистическом далеке».
Поэтической мечте о «сотой годовщине» советской власти, увы, не суждено было сбыться. Но все же в этом искреннем желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя счастья миллионов — источник новаторства Маяковского. Маяковский не изменил себе и своим принципам — принципы изменили ему. Погибло любимое детище Маяковского — СССР, но навеки осталась жива его поэзия.