Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» Н.Н. Страхов (по творчеству Л.Н. Толстого) 1

Сочинение на тему ««В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» Н.Н. Страхов (по творчеству Л.Н. Толстого) 1»

…Люди успокаиваются не прогрессом ума и необходимости, а нравственным признанием высшей красоты, служащей идеалом для всех…
Ф.М. Достоевский
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» современен во все времена. «Война и мир» — это книга жизни. События быстро сменяют друг друга, меняются люди, ничто не стоит на месте, все движется вперед. Неумолимое время меняет все: что-то уходит в прошлое, что-то оживает с новой силой. Огромный поток подхватывает героев романа и несет их дальше по жизни. Неповторим и интересен роман грандиозной картиной исторических событий, нарисованной Толстым.
Видные исторические деятели встают перед нами на страницах романа, но Л.Н. Толстой делает открытие: не они вершат судьбы истории, их вершат время и народ. Любимая толстовская мысль в романе — «мысль народная». Толстой, великий психолог и философ, настолько тонко и точно изучил «диалектику души человеческой», что все его творение пронизано живой прелестью внутреннего мира любимых героев: Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского, Марии Болконской. Вообще, мне кажется, что для Толстого не существует отрицательных героев: каждому человеку в какие-то моменты жизни свойственно проявление как хорошего, так и плохого в нем.
Роман «Война и мир» современен всегда, потому что все пережитое его героями близко и понятно каждому человеку. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка с своими детскими открытыми плечиками,., с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Наташа Ростова, как легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье. «…Все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта».
Л.H. Толстой любуется этой прелестной девочкой, да разве можно ею не любоваться! Не любоваться и не завидовать ее безмятежному счастью, любви, молодости, тонкой, незаметной красоте этого еще не распустившегося цветка. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки». Они с такой же легкостью и быстротой понесут ее по трудностям и невзгодам, по жизни.
«Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!» Эти первые слова, услышанные князем Андреем от Наташи, как будто перевернули что-то в его душе. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, она подхватила и закружила князя Андрея.
Наташа Ростова обладала удивительной способностью передавать часть своего счастья другим. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».
Князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой их встрече появилась, как добрая, сказочная волшебница, и начала возрождение души и счастья его. Первый бал — это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее, она думает, как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность — все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная: ей хочется нравиться и хочется танцевать. «Ее не занимали ни государь, ни все важные лица… — у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать…»
Она была взволнована, душа ее рвалась, ей как будто было тесно. «…Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса». Но вот князь Андрей приглашает Наташу, и все струны этой тонкой души тронуты до самой глубины ее. «То замирающее выражение лица
Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой». Наташа как будто ожила, встрепенулась и закружилась в этом новом, неведомом ранее счастье. Она передала часть этого Андрею, ее какое-то врожденное, обаятельное кокетство захватило его, и они закружились вместе. «…Едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову…» Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет.
Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л.Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман.
В Наташе гармонично сочетаются все характерные черты русского национального характера. Они — в ее голосе, в ее душе, в ее движениях. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы были те же самые, неподражаемые, неизученные, русские…»
Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется.
В Наташе нельзя убить главное: неисчерпаемую веру в прелесть жизни, в свое счастье и возможность принести счастье другим. Наташа Ростова имеет силу, необыкновенную живую силу и привлекательность. Наташа счастлива, она должна быть счастлива, потому что она обладает огромной силой жизни и любви. Она становится верной женой и заботливой матерью.
Многие считают, что, связав свою судьбу с Пьером, Наташа потеряла что-то из своих качеств. Нет! Все это не так! Стоит лишь посмотреть на эту семью с другой стороны… Пьер, как известно, к концу романа становится на путь декабристов. А теперь вспомним, что ожидало декабристов после 1825 года? Тюрьма, ссылка, каторга… Вспомним, что ожидало их жен? Слезы и трудный путь к мужу в Сибирь… Вот будущее Наташи.
Она поедет за Пьером хоть на край света. Почему-то я ставлю семью Пьера и Наташи выше семьи Марьи и Николая, выше семьи Ростовых, Болконских… Почему?
Дело в том, что семья Наташи и Пьера — это маленький мир, в котором духовность, нравственность и мораль стоят в первом ряду. Л.H. Толстой удивительным образом сумел показать жизнь и внутренний мир совершенно разных людей в своем романе «Война и мир».
Он дал понять нам, что в каждом человеке должно быть духовное начало. Я считаю, что смысл жизни люди могут находить в разном, кто в чем, однако высший смысл существования человеческого общества один — нравственный. Он состоит в следовании добру как истинному пути жизни.