Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» Н.Н. Страхов (по творчеству Л.Н. Толстого) 3

Сочинение на тему ««В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» Н.Н. Страхов (по творчеству Л.Н. Толстого) 3»

Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим.
Л.Н. Толстой
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» изображено множество человеческих судеб, персонажей больших и малых. Но автор стремится найти единые критерии оценки явлений и характеров. Главное — это нравственные законы, которые, по Толстому, существуют объективно, но человек не всегда понимает их, следует им. В центре повествования находятся судьбы любимых героев и героинь писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.
Слова, определяющие своеобразие психологического анализа в творчестве Л.Н. Толстого, принадлежат Чернышевскому. Он первый отметил новаторство толстовского психологизма. В статье, посвященной ранним произведениям писателя («Детство», «Отрочество», «Военные рассказы»), критик отмечает: «Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…». Внимание автора «обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других…». Во многом эти свойства связаны с тем, что Толстой не просто воспроизводит в своих произведениях жизненную правду. Его интересует, как человек ищет истину. Именно духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Николая Ростова, княжны Марьи — в центре повествования в романе «Война и мир». Толстой показывает, как его герои проходят долгий и трудный путь в поисках истины и своего места в мире, как переживают высочайшие взлеты и мучительные кризисные моменты, когда жизнь кажется бессмысленной, а поиски правды заводят в тупик. «Человек у Толстого ни на минуту не останавливается, и в каждый момент он разный», — пишет А.П. Скафтымов.
Основным средством раскрытия душевной жизни героев служат внутренние монологи. Они бывают различными. В минуты самых сильных потрясений герои очень часто мыслят сбивчиво, монолог становится нелогичным, беспорядочным. Так, например, показано состояние Николая Ростова, когда он проигрывает Долохову знаменитые сорок три тысячи. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… открыться невозможно! И как было весело дома…»
Современный Толстому критик отмечал, что в произведениях большинства писателей мысли героев упорядочены, рассуждения «растянуты в ниточку, логичны, а разве мы так думаем сами с собой? Совсем нет». Толстой передает настоящую внутреннюю речь, со всеми ее скачками.
Но Толстой использует и более традиционные формы. Это касается тех моментов, когда герой старается разрешить для себя очень важные нравственные, философские вопросы. Вспомним, как размышляет Пьер на почтовой станции в Торжке. Все мысли его подчинены одной теме — смыслу жизни. Что бы ни попадало в его поле зрения — смотритель, торговка козловыми сапогами, — все сразу же включается в ход его размышлений. «Что дурно, что хорошо? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивает он себя. И все увиденное осмысливается в свете этих вопросов.
Особенно сложно строятся внутренние монологи, когда герой переживает душевную борьбу, какие-то мотивы «за» и «против» определенного решения противопоставляет в сознании. Так показано, например, состояние Пьера накануне женитьбы на Элен. Герой чувствует, что не следует совершать этого («Но она глупа»), однако, будучи слабовольным человеком, Пьер не может поверить своему истинному голосу, голосу сердца, ведь все считают, что они такая прекрасная пара («Нет, она не глупа… Никогда не смущалась и не смущается. Так она не дурная женщина!»).
Чувства героев раскрываются Толстым и другими способами, например через подробности их поведения, жесты, детали. Волнение Кутузова перед советом в Филях выражается в том, что он «беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто давил шею». Увидев убитого Петю Ростова, «Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него… И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай…»
Итак, мы видим, что Толстой использует различные способы раскрытия душевного мира своих героев.
Удивительно многообразие оттенков, которые находит Толстой в поведении человека, в его переживаниях. Правдивость, точность психологического анализа у Толстого, исключительная наблюдательность писателя, проникновение в душу человека поразили меня. Вот, например, сколько оттенков, переходов одного чувства в другое рисует писатель в эпизоде, когда Николай Ростов возвращается домой после проигрыша. Он ненавидит До- лохова, ненавидит себя за безволие. «Я погибший, бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается…» Дома Ростов застает атмосферу поэтической влюбленности, счастья. Наташа готовится петь, а Николай в раздражении думает: «Что она может петь?… И чему она радуется?.. И как ей не скучно и не совестно?» Но вскоре весь мир сосредоточивается для него «в ожидании следующей ноты», он уже поет вместе с ней и счастлив, взяв нужную высокую ноту. «Как счастливо! Какие тут проигрыши и Долоховы, честное слово! Все вздор!» Но пение закончено, он возвращается в мрачную действительность. В объяснении с отцом Николай пытается бодриться, казаться независимым, но в душе чувствует себя подлецом. Наконец он целует руку отца и плачет. Показывая чувства так подробно, писатель заставляет читателя сопереживать этому человеку, заражает нас его настроением.
Хотя предшественники Толстого, особенно Лермонтов, также делали попытки изобразить внутренний мир личности, но только в творчестве Толстого психологизм становится как бы всепроникающим. Писатель стремится не только показать реакцию героя на то или иное событие, но и объяснить сущность, нравственный смысл его поступков. Толстой показывает мир чувств в движении, развитии, осваивает «диалектику души», которая «изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе».
Роман «Война и мир» очищает наши души. Он не знает ни старости, ни увядания. Каждое поколение людей по-новому перечитывает это произведение и всегда открывает для себя что-то новое, что помогает нам понять окружающий мир и самих себя. Немеркнущая художественная красота, поэзия романа чрезвычайно дороги людям.