Душа человека может просить бури, борьбы, а не покоя и довольства.
В. Г. Белинский
В начале XX века Л.Н. Толстого называли «учителем в жизни и в искусстве». В последующие десятилетия и до наших дней наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями.
Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. Произведения Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся вечные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Персонажи Л.Н. Толстого всегда оставляют глубочайшее впечатление, неизгладимый след в душе человека, прочитавшего то или иное произведение писателя.
Чем же так привлекают к себе герои произведений Л.Н. Толстого? Если ответить кратко, то можно сказать так: они привлекают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуальным характером, своеобразием.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Поневоле представляется: действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим. Иногда даже думаешь, что попал в другое измерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой.
Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора.
В романе Толстого «Война и мир», например, очень много действующих лиц, и все они по-своему индивидуальны и разнообразны. Но все равно ощущается разделение персонажей на две большие группы. В одной из них — люди глухи к велениям совести, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучными, лицемерными речами. К такой группе можно отнести Кураги- ных, Друбецких, посетителей салона Анны Шерер. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями сопровождает он почти каждое их слово и движение.
Другая группа — это члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков.
Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
Самым благородным, по-моему, в романе является Андрей Болконский. Его благородство по отношению к нелюбимой жене, к Наташе, которая его забыла, к своим врагам — это то, что присуще только настоящим, духовно сильным мужчинам!
Андрей Болконский — натура богатая, цельная. Но он никак не может утвердиться в жизни, найти свое место в ней.
Светское общество его не устраивает, оно противно ему. Для души Болконского нужно что-то более высокое, нежели светские развлечения. Его душа постоянно что-то ищет. Одна мысль мучает его, мысль о том, что он ошибся в себе и что все, его окружающее, фальшиво, ненастоящее. И он решает искать истину на войне. Поистине тяжелая душа, неспокойная. О нем можно сказать строками Лермонтова: «…А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…» И на войне Андрей Болконский не находит ответа на мучивший его вопрос. Да, наверное, и не найдет. Его душа создана не для личных переживаний, ведь не случайно именно на войне Андрей Болконский открыл для себя высший народный разум и волю. Личные утраты и боли сместились в глубину души, забылись, а осталось нечто более высокое, патриотичное. Возможно, это сильная, убежденная любовь к России. Долгий путь исканий, глубокие душевные страдания, испытания, выпавшие на его долю, наконец-то приводят Андрея Болконского к ответу на нравственные вопросы. После долгого мучения и раздумий он нашел свою позицию в жизни, нашел себя. Так не это ли награда ищущей душе? Такой искренней, доброй, неподдельной, как у Андрея Болконского.
Еще одна ищущая душа в романе — это Наташа Ростова. Самая любимая героиня J1.H. Толстого, Наташа, как и Андрей тоже ищет смысл жизни, смысл своей жизни. Но ей намного проще, ведь она женщина, и ее душа жаждет прекрасного, доброго, нежного. Каждая женщина находит свое счастье в любви. Именно любовь делает женщину по-настоящему счастливой и дает ей все: внутренний покой, семейное благополучие.
Характер Наташи нередко толкуется как самый гармоничный в романе, изначально определившийся. И внутренняя гармония героини не подлежит сомнению. Наташа всегда вызывает восхищение, настолько искренни, прелестны, выразительны движения ее души, талантлива во всем ее натура. Героиня проходит нелегкий женский путь. Ее душа, духовное бытие тоже претерпевают серьезные изменения: «Научи меня, что мне сделать, как исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…» Такая же мятежная душа, такая же непостоянная, как и у Болконского. Наташа искала смысл жизни в самой жизни, а нашла в полном, счастливом самозабвении во имя лучшего, впервые близкого человека, то есть в любви. Наташу любили и Болконский, и Безухов. Оба чувствовали в ней редкое среди людей тяготение к очищению души.
Я хочу сказать еще несколько слов о героине романа «Анна Каренина». Анна Каренина — женщина в высоком понимании этого слова. Сильная по натуре, ее душа тоже металась в поисках смысла жизни. Если Наташа счастлива в любви, то Анна Каренина в своей любви несчастна. Любовь не приносит ей покоя и душевного удовлетворения. Ее душа так и осталась ищущей, мятежной, не нашедшей успокоения.
Добровольно уйти из жизни — это под силу только сильным, волевым натурам, у которых и «душа, и мысли, и чувства одинаково прекрасны».
В портретах толстовских героев все динамично, подвижно. У Толстого, словно в зеркале, отражается, «живая правда людской физиономии», «резкими чертами выведено наружу все, что таится внутри человека и что, может быть, составляет тайну для самого этого человека». Не случайно Л.Н. Толстой так подробно дает описание внешности героев: лицо, взгляд, улыбку. В этом выражается душа человека. Пользуясь самыми необычными, разнообразными эпитетами, Л.Н. Толстой передает едва уловимые эмоциональные состояния души человека. Каждый образ у него глубок, многообразен, ярок, понятен и в то же время неповторим. Воистину прав был Н.Н. Страхов, когда сказал: «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе».
Познакомившись с «Войной и миром», Флобер воскликнул: «Это Шекспир, это Шекспир!».