Своё сочинение мне хотелось бы начать с высказывания И. Анненского: «А что греха таить, господа? Ведь «Мёртвые души» и точно тяжелая книга и страшная. Страшная и не для одного автора. Чего заглавие-то одно стоит, точно зубы кто скалит: «Мёртвые души». Ведь никогда и нигде в мире то, что называют пошлостью так не покоряло и так не было прекрасно».
Прочитав в первый раз эти строки, я задалась довольно-таки интересным вопросом: в чем заключается смысл названия поэмы «Мёртвые души»?
Название «Мёртвые души», безусловно, имеет множество значений. Это породило в свою очередь огромное количество споров. Сейчас мы постараемся их разрешить.
Существует прямой, точнее сказать, очевидный смысл названия, который вытекает из сюжета произведения. Главный герой Чичиков скупал умерших крестьян, которые числились живыми согласно «ревизским сказкам». После этого он планировал заложить этих крестьян в Опекунском совете, тем самым получить немалые для того времени деньги.
Таким образом, становится ясно, что «мертвые души» — это умершие крестьяне, которые существуют в бюрократическом «обличии» и являются предметом спекуляции.
Но только ли это подразумевал Н.В. Гоголь? Конечно, нет. Смысл заглавия поэмы отражается также в галерее помещиков (а именно в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина). Писатель с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его существования в этом мире. Образ Коробочки менее привлекателен, но лишь в незначительной степени отличается от образов других помещиков. Что касается Ноздрёва, то мы прекрасно видим, какой беспутный образ жизни он ведет. Этот герой уже давно не стремится постигать что-то новое, он не развивается душевно, не меняется на протяжении достаточного количества времени. Собакевича Н.В. Гоголь сравнивает с медведем, видимо потому, что он такой же неуклюжий и грубый. В деревне Плюшкина читатель замечает «какую-то особенную ветхость» (нагроможденная мебель в доме, в основном преобладает уличный хлам). Здесь мы видим запустение и полное разорение.
Таким образом, можно сказать, что всех вышеуказанных помещиков объединяют общие черты, присущие каждому из них: пошлость, бесчеловечность, праздность и, конечно, духовная пустота. Именно помещики и «безответно мертвые обыватели», по мнению автора, и относятся к «мертвым душам».
Мы привыкли воспринимать душу как нечто вечное, бессмертное. Но мир стал настолько жесток и бесчеловечен, что душа является лишь отличием живого человека от мертвого. Согласитесь, очень страшно это осознавать. Этот мир стал безумным, люди напрочь забыли о душе, а, как известно, бездуховность ведёт к расколу сознания.