Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом…» (А. П. Чехов) Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Сочинение на тему ««…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом…» (А. П. Чехов) Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)»

В чем смысл жизни? Для чего создан человек? Какой должна быть цель, достойная всей жизни? Наверное, каждый человек отвечает на этот вопрос по своему. Однако существуют общепризнанные ценности, которые утверждаются культурой. В русской классической литературе проблематика смысла жизни, нравственных исканий героев — одна из центральных. Неоднократно подвергалось осмыслению то, что такое счастье, как оно соотносится с целью, к которой стремится человек.
«Человек создан для счастья, как птица для полета» — этот афоризм, прозвучавший из уст несчастного калеки, персонажа рассказа В. Г. Короленко «Парадокс», как мне казалось раньше, определяет цель и смысл жизни человека. Однако не всегда личное счастье становится смыслом и целью жизни. Фраза парадокс из рассказа Короленко опровергается выводом, который можно сделать после прочтения произведения Л. Н. Толстого «После бала» и размышления над ним.
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» — одно из классических произведений школьной программы. После первого прочтения у меня не сложилось никакого отношения к этому рассказу. Но мне посчастливилось вернуться к нему и перечитать еще несколько раз. И только последующие прочтения открыли для меня мир этого рассказа и Л. Н. Толстого как оригинального художника слова.
Хорошо известна биография Толстого, и нет смысла ее пересказывать в этом сочинении. Можно вспомнить, что Лев Николаевич в молодости был военным, но затем оставил карьеру и изменил образ жизни. Можно разглядеть некоторую автобиографичность рассказа. Обращение Толстого к христианской традиции и философии «непротивления» было не случайно. Трудно сказать, какие именно события в жизни молодого писателя определили его жизненный и творческий путь, но с уверенностью можно говорить, что одну из таких пограничных ситуаций раскрывает Толстой в рассказе «После бала».
Сюжет произведения, на первый взгляд, прост. Рассказчик, некий Иван Васильевич, повествует о своей влюбленности в Вареньку Б. Но рассказ не о любви, или лучше сказать, не только о любви. Пышное описание бала, несмотря на подчеркнутую официальность, сменяется страшными сценами наказания солдата. Влюбленность молодого человека, такая искренняя, возвышенная и прекрасная в свете бала, испаряется в мутном тумане казарменного утра. Встреча Ивана Васильевича с полковником, отцом Вареньки, сначала на балу, а затем на плацу привела к убийству зарождающегося чувства.
Сюжет наполняется деталями, как будто вынутыми из сказки. Перышко, подаренное герою, будто ведет его на поиски утраченной после бала возлюбленной — царевны. Герой путешествует из одного мира — мира праздника — в другой — мир шпицрутенов. У Ивана Васильевича появляется проводник по царству горя — сказочный кузнец. Да и имя героя вполне под стать сказочному — Иван. Сказочным элементам противопоставлены реалистические детали. Их так много, начиная с дагерротипного портрета (изобретение девятнадцатого века) — реалии николаевской эпохи и заканчивая натуралистичным описанием тела избитого.
Антитеза признана ярким художественным приемом этого рассказа. Два мира, светлый и темный, вырастают перед читателем. В мире бала живут веселье, танцы, мелодии кадрили и мазурки. В темном мире жестокости обитают боль, стоны, монотонные звуки флейты и барабана.
Особого внимания заслуживает фигура полковника. Полковник — житель двух миров, мистический и жутковатый. Бравый военный окутан тайной. Иван Васильевич до конца считает, что полковнику известно что то такое, чего он, Иван Васильевич, не знает. Между полковником и главным героем рассказа стоит Варенька. В мире бала она очаровательна, стройна, грациозна и величественна. Но, пройдя темный мир, герой утратил чувство восхищения.
Герой рассказчик прошел испытания, но он изменился, и любовь умерла, «сошла на нет», как говорит слушателям этой необычной истории сам рассказчик. Подтвердил или опроверг Иван Васильевич своей историей мнение об определяющей роли среды в жизни человека, каждый решает сам. Л. Н. Толстой показал человека, способного воспринимать мир светлым и темным, но готового к активной деятельности. Мир и с ним жизнь раскололись на две половины: до бала и после бала.
Смысл жизни для Ивана Васильевича (а за персонажем, очевидно, стоит и сам автор) заключается не в любви, семейном благополучии, бытовом и обыденном счастье, а в чем то большем, великом и разумном. И это великое и разумное не допускает насилия человека над человеком, лицемерия в отношениях между людьми и самое главное — лжи, проникающей в жизнь. Ложь, несправедливость и насилие несовместимы с ощущением счастья, умещающегося обычно в один краткий миг, к которому человек стремится всю жизнь.