Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой незадолго перед смертью все-таки решился на главный акт в своей жизни — взял котомку и дорожный посох, чтобы отправиться в странствие по юдолям земным, как в первоапостольские века, чтобы духовно воскреснуть и заслужить у бога спасение души. Мир выдуманных страстей, в том числе и семейных, тяготил его давно.
Городская цивилизация настигла писателя даже в Ясной Поляне — Толстой был одним из первых, кому Томас Эдисон подарил свой фонограф. Писатель с горечью и старческим раздражением замечал, какими изменившимися и чужими возвращаются на побывку в село из городов сыновья и внуки его бывших крепостных крестьян. Поэтому в качестве главной мысли Толстой уже с первых страниц романа «Воскресение» подчеркивает непримиримую борьбу города и горожан со всем живым, даже с весной, которая заявляет о себе с первой травкой, пробившейся меж камней мостовой. Последний роман Толстого отразил в себе весь спектр проблем, волновавших писателя в годы перелома в собственных убеждениях, и отразил общественное нестроение России на рубеже веков. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близок автору и чем-то напоминает Константина Левина из романа «Анна Каренина». Он проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру, как он сам это понимает.
Повествование подчеркнуто противопоставляет систему оценочных представлений разных слоев тогдашнего общества: суд и подсудимые, богатые и бедные, свободные и каторжане, уголовники и политические. Такое противопоставление обнажает неразумность общественного устройства. Красота природы не скрашивает уродств города, лживость социального устройства не вписывается в правду мужицкого быта. Фальшь в господствующей церкви вынуждает человека идти на клятвопреступление, ведь Господь запретил говорить с клятвой, а в суде этого гребуют. «Воскресение», как и все поздние произведения Толстого, несет в себе ярко выраженную тенденцию: писатель уже не только обличитель- моралист, но и едкий сатирик, например, в описании священника, «ядущего» хлеб-плоть своего «бога» и запивающего вином-кровью, как каннибал на языческом пиршестве. Все люди в романе, большие и маленькие, «продолжают мучить друг друга» несмотря на гармонию, царящую в природе, и так называемый гуманитарный прогресс в человеческой цивилизации.
Князь Нехлюдов, присяжный в суде, узнает в подсудимой бывшую дворовую девушку Катюшу Маслову, которую в молодости соблазнил и бросил. Жертва судьбы, сирота, Катюша попадает в публичный дом, теряет веру в людей. Она на грани духовной смерти. Примерно к такому же состоянию приходит и князь Нехлюдов, шествуя по стезе разврата и роскоши, забыв о правде и добре, как эти добродетели трактует сам Толстой. Неправый суд отправляет Катюшу на каторгу за непредумышленное убийство богатого купца из Курганской губернии. Нехлюдов видит в этой встрече неизбежность судьбы, а в чересчур жестоком осуждении присяжными героини — перст провидения, который указывает ему на путь исправления. «Гордая» Катюша отвергает милостыню бывшего соблазнителя, виновника всех ее бед: «мною на том свете пред Богом откупиться задумал?»
Она выбирает свою судьбу сама, связывая ее с жизнью ссыльного революционера Симонсона, с которым добирается до Сибири по этапу. Осужденные социалисты показаны у Толстого замкнутой кастой даже на каторжном этапе. Нехлюдов потому и определил Катюшу в эту партию заключенных, что им от царского режима были дарованы большие поблажки как «политическим».
Итак, Катюша находит свою судьбу, а Нехлюдов — правду. Очевидно, он превратится в жертвователя крупных сумм для партии большевиков на дело революции. Толстой в своем романе предсказывает революцию и неизбежное социальное переустройство России и ее «воскресение». В этом вся правдивость писателя. Вряд ли его восхищало такое развитие затяжной социальной болезни России, но он верно поставил диагноз, и за это ему спасибо от читателей из нынешнего века, что он оставил нам надежду.