Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») 4

Сочинение на тему ««Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») 4»

…и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Л.Н. Толстой
Война — ужасное и чудовищное слово. Во все века и времена люди ненавидели ее. Она приносила с собой страдания и горе. Война, пришедшая на твою землю, затрагивает судьбу каждого ее жителя, на свой лад изменяет судьбы людей.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» войне и военным действиям отводится особая роль, но сама по себе война для писателя — «самое гадкое дело в жизни».
В своем сочинении мне хочется особо отметить народную войну 1812 года. Патриотизм русского народа в этой войне был всеобщим, захватывающим массы. Толстой писал: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозною и величественною силой». Величие Толстого заключается в том, что он прекрасно показал патриотизм русских людей, их ненависть к захватчикам, показал войну народную. Главным героем романа является исполинская фигура русского народа. Защищая свою родную землю от наполеоновских полчищ, русские солдаты проявляли необычайный героизм, стойкость и выдержку. Особенно ярко это проявилось в Бородинском сражении. Толстой показывает, как в борьбе с захватчиками рос и усиливался патриотизм, крепла воля к победе. Русские люди не хотели оставаться в местах, занятых французами, создавали партизанские отряды, уничтожали коммуникации врага. Партизаны Денисова и Долохова нападали на обозы французов, забирали в плен горе-завоевателей. Толстой рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побив- Шей сотни врагов.
А ведь Василиса могла воспитывать детей, сеять хлеб. Толстой подчеркивает противоестественность войны, он приводит мирные эпизоды из жизни русских людей: беззаботные балы, прогулки в каретах, природу, поражающую читателей своей красотой и чистотой. И слишком громко на фоне всей этой красоты гремят выстрелы, горят деревни, льется человеческая кровь.
Шенграбенское сражение. От успеха в нем зависело спасение армии Кутузова. Ясность и значительность цели рождали массовый героизм. Сам Багратион ведет полк в атаку и сметает французов. Шенграбен завершается картиной беспримерного подвига батареи Тушина. Подобно Тушину, другой офицер, капитан Тимохин, атакует фланг противника, дав тем самым продержаться расстроенным русским полкам. Тимохин — воплощение воинского долга. Это тот самый Тимохин, который перед сражением тихо беседовал с солдатами, смеялся, а в бою проявил такую жестокость, которой от него не могли ожидать в мирное время.
J1.H. Толстой отмечал патриотизм, мужество и стойкость лучших представителей дворянского класса. Такими предстают перед нами Андрей Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых. Толстой создал индивидуальные характеры героев, в некотором смысле резко противоположные друг другу. Пьер устремляется в область отвлеченного мышления. Андрей ищет дела практического. Но есть и общее в их характерах — это неустанное стремление к жизненной правде. И в этом смысле война для героев неприемлема. Очень важным, на мой взгляд, является момент прозрения Андрея. Испытывая тяжелые физические и нравственные страдания, находясь на пороге смерти, видя бесконечно высокие и чистые облака — символ высшего начала, — князь Андрей ощущает в своей душе веру в Бога, а с ней счастье и истинные критерии справедливости. Вчерашний кумир Наполеон теперь представляется ему ничтожеством.
Вот так рушатся идеалы, не выдерживая проверки на стойкость. Но такие нравственные чувства, как чистота, преданность Родине и народу, приводят героев романа к сближению с массами и борьбе за их независимость и свободу. Свобода народа и война — вещи несовместимые.
Действительно пророческими были и остались слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни».