Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Возникновение древнерусской литературы

Сочинение на тему «Возникновение древнерусской литературы»

Языческие предания в Древней Руси не
записывались, а передавались устно. Христианское
же учение излагалось в книгах, поэтому
с принятием христианства на Руси появились
книги. Книги привозили из Византии, Греции, Болгарии. Древне-
болгарский и древнерусский языки были похожи, и Русь могла
пользоваться славянским алфавитом, созданным братьями Кириллом
и Мефодием.
Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства
была велика, но книг было мало. Процесс переписки книг был
долгим и сложным. Первые книги писались уставом, точнее, не писались,
а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно.
Слитное письмо появилось лишь в XV в.
Первые книги. Древнейшей русской книгой из дошедших до нас
книг является так называемое Остромирово Евангелие. Оно было
переведено в 1056-1057 гг. по заказу новгородского посадника
Остромира.
Оригинальная русская литература возникла примерно в середине
XI в.

Летопись — это жанр древнерусской литературы.
I Состоит из двух слов: «лето», т. е. год, и «писать». «Описание
годов» — так можно перевести слово «летопись» на
русский язык

Летопись как жанр древнерусской литературы (только древнерусской)
возникла в середине XI в., а завершилось летописание в XVII в.
с окончанием древнерусского периода литературы.
Особенности жанра. События располагались по годам. Летопись
начиналась словами: В лето.,., затем назывался год от сотворения
мира, например, 6566, и излагались события настоящего года.
Интересно почему? Летописец, как правило, монах, и он не мог жить
вне христианского мира, вне христианской традиции. А это означает,
что мир для него не прерывается, не делится на прошлое и настоящее,
прошлое соединяется с настоящим и продолжает жить в современности.
Современность — это результат прошлых деяний, и от сегодняшних
событий зависит будущее страны и судьба отдельного человека.
Летописец. Конечно, летописец не мог рассказать о событиях
прошлого самостоятельно, поэтому он привлекал более старые летописи,
более ранние и дополнял их рассказами о своем времени.
Чтобы труд его не стал огромным, приходилось чем-то жертвовать:
одни события пропускать, другие переписывать своими словами.
В отборе событий, в пересказе летописец вольно или невольно
предлагал свой взгляд, свою оценку истории, но всегда это был взгляд
христианина, для которого история — это цепь событий, имеющих
прямую взаимосвязь.
Древнейшая летопись — это «Повесть временных лет», составленная
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале
XII в. Заглавие написано так (конечно, в переводе с древнерусского
языка): «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля,
кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля».
А вот ее начало: «Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей
Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. …Сим же, Хам и Иафет
разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому
в долю брата и жили каждый в своей части. Был единый народ…
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья
Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы
же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел
и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики,
которые и есть славяне».
Связь с современностью. Это библейское событие о разделении
земли летописец связывал с современной жизнью. В 1097 г. собрались
русские князья для установления мира и говорили друг другу:
Зачем губим русскую землю, сами между собою устраивая распри?
Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую
землю, и пусть каждый владеет отчиной своей.
Русские летописи давно прочитаны и переведены на современный
язык. Наиболее доступно и увлекательно о событиях русской истории
и жизни наших предков написано в книге «Рассказы русских летописей
» (автор-составитель и переводчик Т. Н. Михельсон).