Вы находитесь: Главная страница> Цветаева Марина> Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой

Сочинение на тему «Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой»

План
I. О лирическом герое М. Цветаевой.
II. Любовь — главная тема поэзии М. Цветаевой.
1. Чувство, не знающее границ.
2. Любовь к Родине.
3. Любовь и смерть.
III. Вечная тема любви.

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

М. Цветаева

К стихам Марины Цветаевой неприменимо понятие о лирическом герое как субъекте высказывания, не тождественном автору произведения: ее лирическая героиня всегда равна личности поэта. Закон ее лирики — предельная, абсолютная искренность. И все написанные ею произведения — о любви. Чему бы ни посвящала поэтесса свои стихи, они всегда были продиктованы любовью: к человеку, к слову, к жизни и даже к смерти.
Любовь для Марины Цветаевой — чувство, не знающее границ, не признающее рамок. О любви можно заявить — прокричать! — всему миру:

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, –

И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, — чтоб всем было известно! –
Что ты любим! любим! любим! любим! –
Расписывалась — радугой небесной.

Любовь — всегда чудо, загадка; влечет, ворожит, пленяет. Четырежды повторяющаяся первая строка стихотворения «Откуда такая нежность?….» создает необычный ритмический рисунок, особенную поэтическую интонацию произведения:

Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала — темней твоих.

Всходили и гасли звезды
(Откуда такая нежность?),
Всходили и гасли очи
У самых моих очей.

В статье «Поэт и время» М. Цветаева пишет: «Всякий поэт по существу эмигрант. Эмигрант Царства Небесного и земного рая природы… Эмигрант из Бессмертья в время. Невозвращенец в свое небо». Тема любви к родной земле звучит у Цветаевой трагически. Вечное одиночество, духовный космополитизм поэтессы, которым она расплачивается за «крылатость», за богоизбранность, составляет ее вечную же, неизлечимую боль:

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина.

Пауза, оборвавшая слова отречения, говорит о любви к Родине красноречивее, чем самые пылкие, патетические славословия.
Тема смерти занимает особое место в творчестве поэтессы. Смерть как будто не прекращает жизнь, неспособна прервать диалог поэтессы с живыми. Тема стихотворения «Идешь, на меня похожий…» — жизнь и смерть. Оно построено как диалог с воображаемым потомком, и диалог этот звучит ясно и сильно, «голос из под земли» не смущает, не укоряет, он утверждает: жизнь едина. И нехитрые кладбищенские цветы, и отказ от лицемерной скорби, и напоминание: я тоже была! Я любила смеяться! — все это утверждает: смерти нет, есть вечная любовь, сила, связывающая и живущих, и живших когда то. Это чувство заставляет Марину пристально вглядываться в портрет на стене (стихотворение «Бабушка»), подсказывает ей удивительный оксюморон: «юная бабушка». И восклицание:

– Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?.. –

о том же: жизнь продолжается, и смерть делает любовь к жизни более яркой, острой.
О чем бы ни писала Марина Цветаева — о родной земле, о близких и дорогих людях, о радости и страданиях — все ее произведения объединены одной темой: это стихи о любви. Вечная, неисчерпаемая, насущная тема, вдохновляющая поэтов, близкая каждому, делающая нас людьми.