Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 3

Сочинение на тему «Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 3»

«Война и мир» — один из самых захватывающих и увлекательных романов мировой литературы. Это великая книга, где рассказ об отдельных людях сопрягается с повествованием и размышлениями о судьбах поколений. В центре внимания автора сложные судьбы людей на пути формирования их личности. На протяжении романа меняется образ жизни и внутренний облик главных героев романа. Персонажи «Войны и мира» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на- хороших и дурных, а на изменяющихся и застывших. Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом их них естественная сила жизни, способность не застывать в рамках привычного бытия. Душевное успокоение совсем не свойственно главной героине романа — Наташе Ростовой. Секрет чарующего обаяния Наташи не только в ее беспредельной искренности, «открытости душевной», но и в том, что присущая ей душевная сила не терпит насилия над живой жизнью. Наташа способна на высокий, самоотверженный, а в каком-то чаду затмения и на дурной поступок, но и тот и другой содействует ее нравственному росту, и в этом сила ее характера.
Вспомним, как она появляется впервые: «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка… и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, что нечаянно, с нерас- считанного бега, заскочила так далеко»… «Нечаянно, с не- рассчитанного бега» она будет поступать не раз. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь. Она переполнена жаждой жизни — вот в чем секрет очарования Наташи. Ей, как и всем Ростовым, свойственна душевная открытость, искренность. Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет быть счастливой сама и сделать счастливыми других. Наташа не умеет рассуждать о жизни и не способна рассчитывать ее. Она живет инстинктом, но он подсказывает ей правду яснее и чище всех иных способов. Наташа в высшей степени обладает особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Когда Наташа встречается с князем Андреем и ухаживает за ним, раненым смертельно, ни одной мысли о себе нет в ее душе. О самом счастливом для Наташи новогоднем бале, когда она встречается с князем Андреем и зарождается их любовь, у Толстого сказано: «Наташа была так счастлива, как никогда в своей жизни. Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». Наташино счастье человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастья и горя для всех». От Наташи исходит энергия счастливого мироощущения. С неожиданной стороны раскрывается образ Наташи во время охоты. В «графинечке» Ростовой национальный характер воплощен с чарующей красотой и силой.
Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собой, а естественно отдавать себя другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде романа.
В отличие от Наташи Соня не совершает ни одного дурного поступка, но симпатия автора не на стороне благоразумной и рассудительной Сони, а на стороне «преступной» Наташи. «Преступная» Наташа выше добродетельной Сони, потому что, по Толстому, важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений. Потому Толстой и любит Наташу больше, чем Соню. Соня — цельный человек, верный и чистый, она ни разу на протяжении всего романа не совершит никакой ошибки, пятнадцать лет ее жизни пройдут перед нами — она не изменится, останется той же. Все это так. Но все-таки многое в поведении Сони удивляет и огорчает читателя. Она постоянно сдерживает свои человеческие чувства: ревность к Жюли, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Она слишком хорошо владеет собой. Николаю мало ее верной, тихой любви. Любовь Сони к Николаю не могла быть иной, более яркой, более страстной. Ее любовь бескрылая, но может быть именно потому, что ей с самого начала подрезали крылья? «Ростов видел, что все это было хорошо придумано ими… Соня поразила его своей красотой… Отчего же ему было не любить ее и не жениться даже, — думал Ростов, — но не теперь. Теперь столько еще радостей и занятий». Только раз на святках в Соне проснулась смелая девушка, но больше никогда она не была такой, как в тот вечер. В эпилоге Наташа о ней скажет: «пустоцвет» — в этом слове будет жестокая правда,
В романе «Война и мир» особая роль отведена героям, занятым «духовными исканиями». Близко к ним стоит княжна Марья Болконская. Она человек высоких нравственных идеалов, побуждений, чистой души и гуманности. Однако она живет религиозными переживаниями, склонна к мистицизму. Ее мистицизм исходит из тяжелых обстоятельств личной жизни и придает особую психологическую глубину ее характеру. Героиня стала такой в силу тяжелых душевных мук, выпавших на ее долю. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из-за своей внешности она терпела унижения, самым оскорбительным из которых было сватовство Анатолия Курагина. Неслучайно после,этой сцены княжна Марья ищет духовное исцеление в религиозных чувствах. «Мое призвание другое, — думала про себя она, — мое призвание — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Другой причиной страданий княжны Марьи был деспотизм отца. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской покорности и самоотвержения. Ее душа излучает любовь и сострадание к бедным людям, постоянную готовность помочь им, человечность в отношении к близким и родственникам: брату, отцу, невестке, племяннику, Наташе Ростовой. Она всей душой желает помочь людям и облегчить их положение, отдать им свой хлеб, однако крестьяне не понимают ее, видят хитрость в ее искреннем желании делать добро.
Чуждая автору придворная и светская среда концентрируется в образе Элен Безуховой. При первом же появлении Элен на страницах романа, раскрывается внутренняя сущность персонажа. Заведомо отрицательный смысл придан «неизменной улыбке» Элен, «ясной и порочной». Она одинаково улыбалась всем и всегда. Элен Безухова принадлежит к высшему свету, она его отражение, его символ. Ей, как и людям ее окружения, свойственна внутренняя холодность, черствость. Ее окружают лживые люди, неспособные понять опасность, в которой находился русский народ. Их патриотизм фальшив. Война, которая выявляет все хорошее и плохое, что было в человеке раньше, отчетливо проявила то уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Графиня Безухова — символ зла и безнравственности. Все ее поступки корыстны, она не терзается муками совести, не судит себя, она всегда найдет себе оправдание. И в этом ее самый большой грех в глазах Толстого и в наших глазах.