Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение на тему «Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»

Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме «Мертвые души» он гневно обличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства. «Мертвые души» — это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел показать всю Русь. Герой поэмы Чичиков Павел Иванович побывал во многих местах России: и у помещиков, и у чиновников, встречался с крестьянами, видел бескрайние российские просторы. Русь убогая с хатами, покосились. Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком. Всего во Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы для людей, хозяина и государства. Манилов бесхозных, беззаботный, его усадьба запущена. Ноздрев — игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А на этих помещиках держится царское самодержавие. Или прочная опора? Счастлив народ? Или богатое государство? Нет, здесь все построено на угнетении народа.

В поэме мира угнетателей — «мертвых душ» — противопоставлен талантливый многострадальный русский народ, противопоставлена бедная, но полная скрытого жизни и внутренних сил Русь. Родина — это прежде народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых строк произведения мы видим двух мужиков у дверей кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но в них уже зародилась ненависть к угнетателям. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрев, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, их продавали господа, как вещи. Но все люди, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, но сами живут в нищете, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты самими же помещиками, не пытаются что-нибудь сделать для улучшения своей жизни. Так, слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миня, Прошка, девочка Пелагея, которая «не знает, где справа, где слева», — все они бесправные, униженные, дошли до отупения. Узкий духовный мир этих забитых людей. их поступки вызывают горький смех. Петрушка, читая книгу, следит за тем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миня не могут развести лошадей, запутавшихся в постромки; плюшкинськи Прошка и Мавра забиты до крайности.

Но и в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу «живого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелость, упорство, трудолюбие, выносливость, стремление к свободе. «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Отправь его жить на Камчатку, и дай только тепи рукавицы, он похлопайте руками, топор в руки и пошел ставить себе новый дом. Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он прошел с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй делал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо». Еремей Скоропльохин только оброка приносил по пятьсот рублей! Да и «… плохо на свете! Нет жизни русскому человеку, все немцы мешают », и русские помещики кожу дерут. Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением выполняют всякую дело, с таким же увлечением отдаются веселью. Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины Росии … живой русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а улиплюе сразу, как паспорт, на вечное ношение. Гоголь видел в русском слове, в русском языке отпечаток характера своего народа. В поэме показаны крестьяне, не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.

Абакум Фиров, не выдержав притеснения и неволе у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он «гуляет громко и весело на хлебной пристани, пидрядившись с купцами. Но нелегко ему ходить с бурлаками, «вытягивая лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще до сих пор загадка, — писал Гоголь, — этот необъятный разгул, что слышится в наших песнях, несется куда мимо жизни и саму песню, ‘будто сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек ». Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сел Вшивая Тщеславие, Боровко и Задирайлово убили заседателя Дробьяжкина. Судебная палата дело замяла, потому что Дробьяжкин мертв, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого. Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: «Ищи сам средства для жизни», и еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать их в дремучие леса, в шайку разбойников. Неспокойно в крепостной государстве. Полная скрытого жизни и внутренних сил Русь «с другой стороны», и неизвестно, чем обернется «разгул широкого жизни» народного … Не видят этого равнодушные глаза помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, что отмахиваются от патриотов советами «искать самим себе средств» …

Ну что ж, Россия-найдет средства сдвинуть с места своем бедном жизнь, бездомные раскинулось на широких просторах. Гоголь не знает, какие это будут средства, он не знает, как люди смогут сделать родину и себя счастливыми, но в поэме автор выражает уверенность в силах русского народа и большом будущем России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и беспризорные в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; … но какая непостижимая … сила притягивает к тебе? Почему слышится и звучит твоя тоскливая … песня? Предсказывал этот необъятный простор? Разве здесь, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Разве здесь не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему? »Палка вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе птицы-тройки, которого нельзя опередить. Этот образ воплощает мощь неисчерпаемых сил родины. Думой о России заканчивается поэма. «Русь, куда же мчишся ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудесным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорвано … воздуха; летит мимо все, что есть на земле, и, глядя окоси, отступаются и дают ей дорогу другие народы и государства ». Прошло немало лет с тех пор, как написана поэма. И мы видим, как знал русский народ Н. В. Гоголь, как любил необъятную Русь и верил в ее великое будущее.

найдет средства сдвинуть с места своем бедном жизнь, бездомные раскинулось на широких просторах. Гоголь не знает, какие это будут средства, он не знает, как люди смогут сделать родину и себя счастливыми, но в поэме автор выражает уверенность в силах русского народа и большом будущем России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и беспризорные в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; … но какая непостижимая … сила притягивает к тебе? Почему слышится и звучит твоя тоскливая … песня? Предсказывал этот необъятный простор? Разве здесь, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Разве здесь не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему? »Палка вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе птицы-тройки, которого нельзя опередить. Этот образ воплощает мощь неисчерпаемых сил родины. Думой о России заканчивается поэма. «Русь, куда же мчишся ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудесным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорвано … воздуха; летит мимо все, что есть на земле, и, глядя окоси, отступаются и дают ей дорогу другие народы и государства ». Прошло немало лет с тех пор, как написана поэма. И мы видим, как знал русский народ Н. В. Гоголь, как любил необъятную Русь и верил в ее великое будущее.