Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение на тему «Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»»

Драма А. Н. Островского «Гроза» вызвала оживленные споры критиков.
Наиболее известно расхождение Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева
по поводу характера главной героини. Добролюбов увидел
в Катерине сильную натуру, выражающую в крайней форме протест
против ложных отношений не только в семье, но и обществе. Главная
героиня воплощает, по мнению критика, всенародное недовольство
устаревшими порядками. Революционный пафос статьи
Добролюбова объясняется напряженной политической полемикой
перед отменой крепостного права. Писарев, напротив, доказывал,
что Катерине не хватает ни твердости характера, ни здравого смысла
и она является жертвой «темного царства». Попробуем составить
свое мнение о характере главной героини и причинах ее жизненной
трагедии, проанализировав финал пьесы.
Последнее действие представляет собой развязку событий после
кульминации — признания Катерины во время грозы. Главная героиня
всенародно покаялась в неверности мужу. Пятое действие начинается
с того, что Тихон жалуется Кулигину на последствия поступка
жены. События происходят, как в начале пьесы, на высоком берегу
Волги, в общественном саду. Снова подчеркивается контраст между
дивной красотой природы и «жестокими нравами» людей, а семейная
история Кабановых словно бы выносится на всенародный
суд. Обманутый Тихон не держит зла на жену, он готов ее простить,
но Кабаниха не позволяет ему и думать об этом. Кулигин замечает,
что Тихону пора бы «своим умом жить». Однако Тихон с детства
привык подчиняться матери, пассивный протест против ее власти
выливается у него в постоянное пьянство. Варвара терпела деспотизм
матери, пока имела хотя бы тайную свободу. Когда Кабаниха,
после признания Катерины, стала запирать дочь, Варвара сбежала
с Кудряшом. Тихон не испытывает ненависти к любовнику жены,
Борису Григорьевичу, который покорно собирается ехать по приказу
дяди на три года в Сибирь. Сознавшись в измене, Катерина оказалась
в невыносимой обстановке: Тихон и Борис Григорьевич слишком
слабохарактерны, чтобы поддержать ее и защитить от жестокой
Кабанихи. Именно мать Тихон считает главной виновницей несчастья
их семьи: «Она-то всему и причина». Если уже Варвара и Тихон
не хотят возвращаться домой, то что говорить о Катерине!
Главная героиня уходит из дома Кабановых, чтобы никогда больше
не возвращаться туда. Из ее монолога становится ясно, что Катерина
не хочет жить. Ее поддерживает лишь желание увидеть Бориса Григорьевича:
«Мне только проститься с ним, а там… а хоть умирать».
Происходит последняя встреча влюбленных. Катерина хватается
за соломинку: просит Бориса Григорьевича взять ее с собой. В ответ
она слышит: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» Борис
Григорьевич любит Катерину, мучается, глядя на ее страдания, но
сил для борьбы и протеста у него нет. Он даже желает Катерине
смерти как облегчения от страданий: «Только одного и надо у Бога
просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Простившись с Борисом Григорьевичем, Катерина произносит
предсмертный монолог. Она повидала напоследок любимого человека,
слабая надежда на его поддержку исчезла, ничто больше не
удерживает Катерину в этом мире. Смерть кажется ей избавлением
от мук: «В могиле лучше…» Катерина знает, что самоубийство — грех,
но надеется на молитвы любящих ее людей. Гораздо больше переживала
главная героиня о своем грехе измены. Разразившаеся гроза
казалась ей божьей карой. Именно боязнь погибнуть не раскаявшись,
заставила Катерину прилюдно сознаться в своей неверности. О загробных
мучениях из-за самоубийства Катерина не думает. Жизнь ее
настолько невыносима, что большего наказания она представить не
может. Катерина даже боится, что ее найдут, силой вернут домой и
придется дальше влачить мучительное существование. Она бежит к
обрыву, чтобы броситься в Волгу.
Появляются горожане, разыскивающие Катерину. Кулигин и Тихон
волнуются, а Кабаниха продолжает упрекать «бесстыдницу»:
«Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой
хочет выдержать!» Когда раздаются крики о бросившейся в воду
женщине, Тихон и Кабаниха сразу понимают, о ком идет речь. Но и здесь
Кабаниха не позволяет сыну бежать на помощь: «Из-за нее да себя
губить, стоит ли она того!» Для Кабанихи главное — исполнение старых
обычаев, основанных на страхе и покорности. Ей неведомы
живые чувства, способные заглушить разум. Проявить какую-то жалость
к падшей женщине — означает, по мнению Кабанихи, опозориться
перед людьми. Она угрожает рвущемуся к Катерине Тихону
проклятьем. Впрочем, он уже ничего не смог бы сделать. Люди выносят
тело погибшей Катерины, и Кулигин обращается к ее мучителям:
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее
здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей,
который милосердней вас!» Только в этот момент Тихон не выдерживает:
он бросается к погибшей, рыдает перед ней и открыто обвиняет
мать: «Вы ее погубили!» Впервые Тихон решается на протест против
деспотизма Кабанихи, и она не верит своим ушам: «Аль себя не
помнишь! Забыл, с кем говоришь!» Кабаниха совсем не чувствует себя
побежденной и обещает непокорному сыну разобраться с ним дома.
Пьеса заканчивается восклицанием Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А
я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Итак, в финале произведения происходит трагическая развязка
событий. Главная героиня, несмотря на религиозность, решается на
страшный грех — самоубийство. Жизнь для нее настолько мучительна,
что она не страшится божьего наказания за грех. Главным мучителем
Катерины является Кабаниха, олицетворяющая «темное царство»
старых порядков. В этом «царстве» нет места живым чувствам. Люди,
окружающие Катерину, слишком слабы, чтобы поддерживать ее.
Однако поступки главной героини производят разрушительное действие
на прогнившие устои «темного царства»: убегают Варвара
с Кудряшом, бунтует против матери Тихон. Кабаниха чувствует, что
ее власти приходит конец. Катерина погибает, но не смиряется, и поэтому
ее характер можно назвать сильным.