В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, его позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много, и они недостаточно выразительны. Остается один вариант: авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику.
Очень символичны в пьесе имена. «Говорящие имена», употребляемые в «Грозе»,— это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце шестидесятых годов XIX века.
Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с именем Кулибина — механика-самоучки. С другой, «кулига» — это болото. Существует поговорка: «Всяк кулик свое болото хвалит». Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к «болоту» города Калинова, он естественный обитатель города. Важны также женские греческие имена. Катерина обозначает «чистая», и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара («Варварка») не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех молено искупить.
Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», а позднее, через несколько лет, сам Островский дал людям, подобным ей, название — «горячие сердца». В пьесе показан конфликт «горячего сердца» с окружающей ледяной средой. И гроза пытается растопить этот лед. Другое значение, вложенное автором в слово «гроза», символизирует гнев Божий. Все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим. Автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. «Судия милосерднее вас»,— говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.
Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь па слова Катерины о поле те, на пейзаж. Автору удалось переда ть пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Дли Катерины это город гроз, город-возмездие. Стоит покинуть его, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире — на Волге, величайшей реке России. 11о на Волгу можно прийти только ночью, когда не видно пи своих, ни чужих грехов. Другой путь к свободе — через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, «кулига» — город Калинов — затягивает и не отпускает.
В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком, который носит европейский костюм. И имя у него — Борис — «борец». Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, что живет в Кали ионе лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, даже когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь потому, что его поглотила эта среда.
Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.
Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал патриархальной христианской семьи. Но в этом идеале уже намечаются изменения. И именно изначальное несоответствие канонам приведет к духовному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать. Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.
Особенностью композиции, которая также выражает авторскую позицию, являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовная борьба Катерины, кульминацией которой становится покаяние, а развязкой — гибель.
В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению трагедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если же рассматривать социальный конфликт, то это драма.
Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях — внешнем и внутреннем. Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Кабаниха говорит, что надо быть готовой к смерти, Дикой,— что невозможно и грешно противостоять молнии, Кулигин говорит о процессе механизации и предлагает спасаться от грозы, а Катерина безумно ее боится, что показывает ее духовное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины. В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех — самоубийство.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» выражена неявно, в ней остается много спорных моментов, но она создаст определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути. А великий народ, который она олицетворяет, еще может возродиться.