Не секрет, что большинство кинематографических шедевров были созданы на основе классических произведений, содержащих непреходящие ценности. Это можно сказать и о «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова — этот фильм был снят по сюжету пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». На Рязанова сильное впечатление произвело уже первое прочтение пьесы, после которого он решил снять фильм. Это доказательство того, что в произведении содержится много важного и ценного для современников.
Выбор названия для кинофильма был не случаен: Рязанов всю боль бесприданницы прочувствовал в романсе об одиночестве в жестоком мире. Неслучайно и музыкальное сопровождение фильма — романсы на стихи Ахмадулиной и Цветаевой, которые исполняет Лариса, очень актуальны и значимы в фильме.
Фильм был мне более понятным и ярким, чем пьеса. Ведь Рязанов подобрал самых талантливых актеров, подчеркнул ремарки автора красочными художественными деталями, обновил главные мотивы, чем поднял драму до трагедии.
Лариса Гузеева поразительно правдиво и красиво сыграла роль своей тезки — Ларисы Огудаловой. И мне кажется, это не простое совпадение, ведь имя имеет свое значение. «Лариса» на греческом означает «чайка». Именно поэтому Рязанов вставил в фильм два фрагменты с этой птицей. Первый раз, когда Лариса была на «Ласточке» с Паратовым, и она взялась за руль, это был важный момент, ведь она впервые в жизни получила возможность управлять своей жизнью, своей судьбой. В тот момент она и увидела свободно парящую чайку — символ свободы. Второй эпизод с птицей был драматичным — это была последняя прогулка Ларисы на «Ласточке». Чайка с криком скрылась в густом тумане, и это было символом обмана. Ведь надежда на самостоятельность исчезла вместе с чайкой.
Мотив любви переплетен с трагизмом. Паратов, его роль сыграл Никита Михалков, был мужчиной колоритным, харизматичным, с натурой свободолюбивой и сильной. Это увидела в нем Лариса, но именно эти качества были лишены внутреннего содержания. Свобода Паратова кончалась там, где начиналась власть денег, его доброта к нищим была показной, ведь на самом деле он был эгоистичным и жестоким человеком, когда речь шла о его самолюбии. Для Ларисы он был сияющим ангелом, обещающим свободный полет в небесах. А вот Карандышев был противен ей как человек «низкого полета», низменного тщеславия, даже трусости. Но сходство в этих двух героев есть — их корыстная любовь к героине одинакова. Героиня считает, что Карандышев не способен на высокие поступки Паратова, и в этом слепота Ларисы: она не видит, что Паратов получает удовольствие от самолюбования, показного героизма. Карандышев же действительно «маленький человек», обедневший чиновник, не достойный внутреннего мира героини.
Лариса была обманута обоими мужчинами: ни один не любил ее. Паратов обесчестил, и тем показал, что его сердце такое же, как машинное сердце «Ласточки» — могучее, горячее, но железное… Карандышев — убил, чем доказал корыстность своего чувства по отношению к Ларисе. Да и все остальные мужчины в фильме, которые показывали свое расположение к героине, считали ее всего лишь красивой вещью.
Фильм тонко и удачно передал жестокую атмосферу девятнадцатого века, где бог только один — деньги, где свобода и любовь — его рабы. Можно сказать, что эта же атмосфера царит и сегодня, но ей надо научиться противостоять, ведь смерть, которая якобы освободила героиню от позора, на самом деле не решение проблемы. Героиня умерла, а цыгане весело напевали «жестокий романс». Через неделю ее все забудут, останутся безнаказанными главные виновники ее гибели. Именно это и грустно — когда умирает светлая, чистая личность, не выдержав грязи реальной жизни. Может, для Ларисы смерть и была единственным выходом, но современным девушкам надо учиться быть сильными, осмотрительными и не предаваться наивным иллюзиям.