Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Детальный анализ кинофильма «Жестокий романс»

Сочинение на тему «Детальный анализ кинофильма «Жестокий романс»»

Не секрет, что большинство кинематографических шедевров были созданы на основе классических произведений, содержащих непреходящие ценности. Это можно сказать и о «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова — этот фильм был снят по сюжету пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». На Рязанова сильное впечатление произвело уже первое прочтение пьесы, после которого он решил снять фильм. Это доказательство того, что в произведении содержится много важного и ценного для современников.

Выбор названия для кинофильма был не случаен: Рязанов всю боль бесприданницы прочувствовал в романсе об одиночестве в жестоком мире. Неслучайно и музыкальное сопровождение фильма — романсы на стихи Ахмадулиной и Цветаевой, которые исполняет Лариса, очень актуальны и значимы в фильме.

Фильм был мне более понятным и ярким, чем пьеса. Ведь Рязанов подобрал самых талантливых актеров, подчеркнул ремарки автора красочными художественными деталями, обновил главные мотивы, чем поднял драму до трагедии.

Лариса Гузеева поразительно правдиво и красиво сыграла роль своей тезки — Ларисы Огудаловой. И мне кажется, это не простое совпадение, ведь имя имеет свое значение. «Лариса» на греческом означает «чайка». Именно поэтому Рязанов вставил в фильм два фрагменты с этой птицей. Первый раз, когда Лариса была на «Ласточке» с Паратовым, и она взялась за руль, это был важный момент, ведь она впервые в жизни получила возможность управлять своей жизнью, своей судьбой. В тот момент она и увидела свободно парящую чайку — символ свободы. Второй эпизод с птицей был драматичным — это была последняя прогулка Ларисы на «Ласточке». Чайка с криком скрылась в густом тумане, и это было символом обмана. Ведь надежда на самостоятельность исчезла вместе с чайкой.

Мотив любви переплетен с трагизмом. Паратов, его роль сыграл Никита Михалков, был мужчиной колоритным, харизматичным, с натурой свободолюбивой и сильной. Это увидела в нем Лариса, но именно эти качества были лишены внутреннего содержания. Свобода Паратова кончалась там, где начиналась власть денег, его доброта к нищим была показной, ведь на самом деле он был эгоистичным и жестоким человеком, когда речь шла о его самолюбии. Для Ларисы он был сияющим ангелом, обещающим свободный полет в небесах. А вот Карандышев был противен ей как человек «низкого полета», низменного тщеславия, даже трусости. Но сходство в этих двух героев есть — их корыстная любовь к героине одинакова. Героиня считает, что Карандышев не способен на высокие поступки Паратова, и в этом слепота Ларисы: она не видит, что Паратов получает удовольствие от самолюбования, показного героизма. Карандышев же действительно «маленький человек», обедневший чиновник, не достойный внутреннего мира героини.

Лариса была обманута обоими мужчинами: ни один не любил ее. Паратов обесчестил, и тем показал, что его сердце такое же, как машинное сердце «Ласточки» — могучее, горячее, но железное… Карандышев — убил, чем доказал корыстность своего чувства по отношению к Ларисе. Да и все остальные мужчины в фильме, которые показывали свое расположение к героине, считали ее всего лишь красивой вещью.

Фильм тонко и удачно передал жестокую атмосферу девятнадцатого века, где бог только один — деньги, где свобода и любовь — его рабы. Можно сказать, что эта же атмосфера царит и сегодня, но ей надо научиться противостоять, ведь смерть, которая якобы освободила героиню от позора, на самом деле не решение проблемы. Героиня умерла, а цыгане весело напевали «жестокий романс». Через неделю ее все забудут, останутся безнаказанными главные виновники ее гибели. Именно это и грустно — когда умирает светлая, чистая личность, не выдержав грязи реальной жизни. Может, для Ларисы смерть и была единственным выходом, но современным девушкам надо учиться быть сильными, осмотрительными и не предаваться наивным иллюзиям.