Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Драма «Бесприданница» (1878)

Сочинение на тему «Драма «Бесприданница» (1878)»

В 1878 году Н. Островский написал драму «Бесприданница»,
о которой он говорил своим друзьям: «Это будет сороковое мое оригинальное
произведение». Он писал ее около четырех лет.
У «Бесприданницы» странная судьба. Вначале принятая критикой
как заурядная пьеса, она со временем стала общепризнанным
шедевром.
Премьера состоялась в Москве и в Петербурге в ноябре 1878 г.
Современник Островского, критик П. Д. Боборыкин, дал пьесе следующее
заключение: «В его последней драме все мотивы и положения —
стары, взяты из его репертуара и не могут представлять никакого
интереса для современного развитого зрителя». Сценическая судьба
пьесы опровергла подобное суждение.
Лариса Огудалова молода, красива и талантлива,
но у нее нет главного для этого мира —
денег. Она — бесприданница. Матушка ее,
Харита Игнатьевна, уже выдала замуж двух
своих дочерей, теперь очередь Ларисы. Харита Игнатьевна бойка
и предприимчива — в их доме бывают богатые и знатные люди, например,
Кнуров — миллионер; Паратов — блестящий барин; Вожеватов —
богатый купец. Лариса обладает удивительным обаянием и среди
мужского населения вызывает восторг. Ее красота никого не оставляет
равнодушным. Лариса — девушка не только красивая и талантливая,
но еще и обладает одним важным достоинством — богатой душой,
стремящейся к высшей духовности. Она любит Паратова, владельца
парохода «Ласточка». Он ею увлечен, но не думает делать предложения.
Однажды он уезжает по делам и возвращается женихом
невесты «с золотыми приисками». Лариса, устав от ожидания Паратова,
решает выйти замуж за Карандышева, мелкого чиновника,
ничтожного и тщеславного человека. По случаю помолвки Каран-
дышев приглашает Кнурова, Паратова и Вожеватова. Напоив вином
Карандышева, Паратов уговаривает Ларису «поехать с ним на ночь»
на «Ласточку». Лариса, поверив в любовь Паратова, соглашается.
На пароходе она отдается ему, но утром он сообщает ей о своей помолвке.
Кнуров и Вожеватов бросают жребий, кому она достанется
в любовницы. Карандышев стреляет в Ларису, она умирает со словами
благодарности. Самой ей не хватило силы броситься в Волгу.
Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего
социального строя жизни, сформированного под влиянием
власти денег, но Островский в этой пьесе исследовал также и внутренний
мир человека. Пьеса называется «Бесприданница», но драма героини,
молодой, красивой, талантливой девушки Ларисы Огудаловой
не в том, что она бесприданница. Она хочет изменить свою жизнь
и сознательно идет на бедность, решаясь выйти за Карандышева. Ее
драма в том, что она не находит в своей среде равных себе по душевному
складу. «Я любви искала и не нашла». Вокруг Ларисы хоровод
мужчин, по-своему любящих ее. Но что они могут предложить ей?
Кнуров и Вожеватов -деньги, Паратов — наслаждение. Карандышев
полагает, что приносит Ларисе в жертву свою честь. Но никто не
хочет, да и не может заглянуть в ее душу. Лариса прекрасна именно
красотой своей души, все тянутся к ней, всем хочется засвидетельствовать
свое присутствие, но все они существуют в мире своих
привязанностей, им не дано подняться над уровнем своего существования.
Они все живут в материальной сфере, в своей среде. И в этой
среде задыхается Лариса, чья жизнь подчиняется законам души.
Поклонники Ларисы чувствуют ее непохожесть, это и привлекает
их. «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», —
говорит Кнуров. Но они в меру своих представлений о женщине
полагают, что Ларисе нужна роскошь. Лариса названа в пьесе бесприданницей,
но она не страдает оттого, что бедна, она даже равнодушна
к богатству: соглашается выйти замуж за Карандышева и
уехать в деревню, чтобы уйти от меркантильной суеты города. Деньги
не принесли бы Ларисе счастья, но оградили бы ее от унижений,
которые испытывает бесприданница. Она погибает, потому что была
безгранично одинока среди людей, которые хотели от нее каждый своего.
История театральных постановок драмы «Бесприданница»
Первыми исполнительницами роли Ларисы Огудаловой явились
сразу три не просто лучшие, но выдающиеся актрисы эпохи, но, как
это ни странно, ни одной из них не удалось создать интересную
сценическую интерпретацию.
На премьере Малого театра выступала Г. Н. Федотова. Это была
яркая актриса, которой удавались равно и драматические, и комедийные
роли. Роль Ларисы в исполнении Федотовой была признана
неудачной. Вот некоторые реплики критиков: «Окончательно лишила
правды и оригинальности»; «пропасть между мелодраматическим
тоном, взятым актрисой, и «всей остальной бытовой средой» сделала
лицо актрисы «фальшивым и банальным», и т. д.
Вскоре роль была передана М. Н. Ермоловой. На фоне неудачной
игры Федотовой Лариса Ермоловой явно выигрывала. Критика
признала Ермолову очень убедительной. Она любила играть в пьесах
Островского, и в силу своего трагического темперамента наделяла
героинь его пьес нравственной силой, возвышающей их над окружающими.
Но именно из-за особенностей своего таланта она сделала
Ларису натурой цельной и бескомпромиссной, решительной и гневно
протестующей, что в общем-то изменило характер героини «Бесприданницы
», которому были свойственны и слабость, и надрыв,
и надлом.
В Петербурге Ларису сыграла М. Г. Савина. Сама Савина была
недовольна своей игрой. На гастролях в провинции, куда она возила
свои любимые роли, она сыграла «Бесприданницу» три раза и бросила
навсегда. В «Бесприданнице» она играла Ларису «слишком идеальной
», «слишком непостижимой» с точки зрения здравого смысла.
В Петербурге «Бесприданница» сошла со сцены в 1882 г. и не
появлялась наней 15 лет. В Москве пьеса держалась дольше -до 1891 г.
Возобновили «Бесприданницу» на обеих столичных сценах в 1896
и 1897 гг. И к этому времени взгляд на пьесу изменился.
В истории «Бесприданницы» самая знаменитая дата- 17 сентября
1896 г.
Вера Федоровна Комиссаржевская, выступая в роли Ларисы Огу-
даловой, сделала эту пьесу самой знаменитой пьесой Островского.
Более того, имя Комиссаржевской — стало частью истории «Бесприданницы
». По мнению критика А. В. Амфитеатрова, она сделала для
этой роли гораздо больше, чем сам Островский. «Ни Федотова,
ни Ермолова, ни Савина не угадали, что такое Лариса, как и Островский
не понимал глубины, которую создал». Такова особенность
судьбы тех художественных произведений, в которых автор «угадывает
» своей художественной интуицией вечные проблемы.
Какой же была Лариса в исполнении Комиссаржевской, для которой
эта роль тоже стала особой в ее судьбе? Она, как уже много
позже писали критики, — «роль историческая, ибо историю творящая».
Сам Островский и первые исполнительницы видели в судьбе Ларисы
социальную драму.
Лариса, с ее тонкой душой, страдающая от отсутствия любви,
гибнет среди людей, озабоченных своими меркантильными и
тщеславными интересами. Комиссаржевская была актрисой нового
времени, начала XX в., занятого поисками новых форм в искусстве.
Сама актриса говорила, что она, может быть, давала свое понимание
Ларисы, а не Островского. Ей интересна «прежде всего обобщенная
женская душа со всем вечным, что в ней есть». Другими словами,
Комиссаржевская ушла от социального конфликта. Трагедия ее
Ларисы не в том, что она бесприданница, а в том, что она душевно
одинока среди людей: ей страшно за свою душу, обреченную на
страдания. Комиссаржевская играла Ларису «трагически одинокой
и трагически обреченной».
Вероятней всего, вся история постановок «Бесприданницы»
может быть разделена на два резко противоположных периода: до
Комиссаржевскойипосленее.