Катерина и Лариса — главные героини самых известных и любимых читателями произведений А. Н. Островского — «Гро¬за» и «Бесприданница». Действия этих пьес разворачиваются в купеческих городах на Волге: в уездном Калинове («Гроза») и губернском Бряхимове («Бесприданница»), В «Грозе» показано «темное царство», которое живет по своим неписаным законам. После описываемых в этой пьесе событий проходит двадцать лет, и перед нами предстает Бряхимов, который существенно от¬личается от Калинова. Нет здесь больше слепого подчинения слабых сильным, основанного на патриархате. Теперь миром правят цинизм, холодная расчетливость и тугие кошельки. Из¬меняются и сами купцы. Это дельцы нового времени, владель¬цы крупных торговых предприятий, которые узнают последние новости из Парижа, а не от Феклуши, и одеваются соответствен¬но моде. В Бряхимове более свободные нравы, чем в Калинове, и темп жизни не такой медлительный и скучный. Но, несмотря на все изменения, произошедшие за это время, в этом мире по- прежнему нет места любви. Раньше она была просто не нужна, а теперь — это товар, который можно приобрести за деньги или разыграть в орлянку.
На этом фоне появляются неординарные личности, которые по-своему восстают против законов этого мира и пытаются от¬стаивать свои интересы.
Кажется, нет ничего общего у Ларисы с Катериной: они жи¬вут в разных городах, в разное время. Но это лишь внешнее, по¬верхностное различие. При более внимательном прочтении ста¬нет понятно, что они очень похожи: обе героини находятся в конфликте с окружающим миром, их судьбы трагичны и в обо¬их случаях заканчиваются смертью.
Катерина кончает жизнь самоубийством, а Ларису убивает ее жених Карандышев.
Почему же так по-разному героини уходят из жизни?
Катерина, стоя на высоком обрыве, размышляет о том, что нельзя ей больше жить, что жизнь для нее — грех, и бросается в Волгу. Она сама решает свою судьбу, а вот Лариса не может сде¬лать этого, хотя и ей предоставляется точно такая же возмож¬ность. Островский как будто специально помещает свою герои¬ню в ранее описанную ситуацию: Лариса, как и Катерина, стоит на холме, смотрит вниз, на Волгу, и решает для себя вопрос жиз¬ни и смерти. Кажется, ей остается сделать шаг, всего лишь один шаг вперед, и… Но нет у Ларисы сил, чтобы сделать его, хотя ей тоже жить незачем. Но она хочет «жить, хоть как-нибудь, да жить, когда нельзя жить и не нужно». И вместо того чтобы шаг¬нуть вперед, она надеется, что ее кто-нибудь убьет. И ее жела¬ние исполняется: в порыве ревности и злобы Карандышев уби¬вает ее из своего пистолета.
Почему же у Ларисы не хватило смелости совершить само¬убийство? Могла ли при ее воспитании взяться решительность для такого поступка?
Катерина воспитана в патриархальных традициях. Она очень религиозна, и все ее желания и стремления искренни. Это очень цельная, свободолюбивая и сильная натура. Детство Ларисы проходит в «цыганском таборе», поэтому нет в ее характере цель¬ности и решительности Катерины. Воспитание, полученное ге¬роинями, сыграет большую роль в поступках, приведших их к гибели. И в трудный момент оно поддержит Катерину, даст ей силы уйти из жизни. А Лариса не найдет этой опоры и даже со¬гласится стать вещью, содержанкой, но от этого позора ее спа¬сет выстрел Карандышева.
Смерть Катерины — это ее внутренний протест против зако¬нов «темного царства», это ее стремление к свободе, воле, это единственный выход, который представился ей, «и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находится», как писал Добролюбов. Катерина Кабанова погиба¬ет не потому, что не находит любви ни в своем муже, ни в воз¬любленном, а потому, что не может свыкнуться с окружающей действительностью. Она не хочет жить на коленях и пытается найти выход из создавшегося положения. Катерина ищет сво¬боды, свободы души и, не найдя ее, решает расстаться с жизнью, ни о чем не жалея.
Лариса же мечтает о любви, о большой любви и погибает, по¬тому что не может найти ее в этом мире. Огудалову обманывают и Паратов, которого она считала идеальным мужчиной, и ее же¬них. Она говорит: «Я любви искала и не нашла… Я не нашла люб¬ви, так буду искать золота». Но она не сможет быть лишь доро¬гой игрушкой, содержанкой, не сможет жить без любви, потому что есть люди, которые не могут обойтись без этого чувства, и Лариса относится к их числу. И смерть — это тоже единственный ее выход, ее спасение от всего того, что могло ожидать ее в этом мире. Выстрел Карандышева избавляет ее от возможного падения.
Гибель Ларисы никак не влияет на окружающих. Праздник продолжается, поет громкий хор цыган.
А вот самоубийство Катерины влечет за собой череду событий, которые так или иначе пошатнут устои «темного царства». Мно¬гие, в той или иной степени, высказывают свое неудовольствие существующим порядком. Тихон впервые бросает обвинение в лицо матери, Кулигин высказывает радость, что Катерина нако¬нец-то свободна от земных оков. Ясно, что это начало будущих пе¬ремен. Гибель Катерины — это молчаливый упрек тем, кто слепо подчиняется жестоким законам безнравственности.
Катерина, стоя над бездной, шагнет вниз, но не упадет, а поле¬тит и станет свободной. А Лариса не сможет сделать этого шага, не сможет вырваться из пропасти и освободиться от земной суеты.
Да, многое изменилось, но по-прежнему нет в этом мире ме¬ста не только настоящему чувству, но и вере, нравственности, искренности, поэтому не могут существовать в «темном царстве» люди, стремящиеся к этим идеалам, так как нет здесь места че¬ловеческой личности. Этот мир побеждает, угнетает натуру, но не потому, что он сильнее, а потому, что представителей этого «царства» гораздо больше.
Вот почему так трагична судьба Катерины и Ларисы, бросив¬ших вызов своим угнетателям. И единственный выход для них, спасение от неволи, пошлости, разврата и моральной грязи — смерть. Только так они обретут свободу.
Процесс развития личности связан не только с приобретени¬ями, но и с утратами: человек раскрепощается внешне, но теря¬ет свою внутреннюю цельность. Вот почему нет у Ларисы сил, чтобы совершить самоубийство. И не разорвет она цепей, кото¬рые сковывают ее, не сможет стать «чайкой», чтобы полететь и быть свободной, как «вечно чистая» Катерина.