Лариса, главная героиня пьесы «Бесприданница», — один из интереснейших образов, созданных А. Н. Островским. Она вызывает в читателе противоречивые чувства: иногда сочувствие, иногда недоумение, Особенность Островского-драматурга состоит в том, что он часто передает своеобразие общественных противоречий, атмосферу, в которой протекает конфликт, через женский характер.
То, что Лариса жалуется, винит, испытывает презрение и злобу, то, что она бывает раздражена, легкомысленна или недальновидна, нисколько не отталкивает в ней, не принижает ее образ. Напротив, все эти черты делают образ Ларисы живым, а вернее сказать, жизненным.
В Ларисе нет робости Катерины из «Грозы». Она способна обвинить, об-рупшть свой гнев и презрение на обстоятельства и на людей, виновных в ее драме. При этом она сознает и долю собственной вины в том, как сложилась ее судьба. В финале мы, наконец, можем в полной мере ощутить душевную силу Ларисы. Ее любовь и гордость растаптывают. Естественно, что все это вызывает в ней гнев, ожесточение, злобу, подавленность, но она еще способна понять, на что обрекают ее соблазны, способна не стать их добычей. Так, она не принимает гнусное предложение Кнурова. Тут вполне уместно употребить слово «гнусное» далее не потому, что Кнуров предлагает Ларисе стать его содержанкой, а потому что выигрывает ее в «орлянку». Но Лариса предпочитает смерть разврату. Не ее вина в том, что ей не хватает душевных сил покончить с собой. Выстрел доведенного до отчаяния Карандышева становится для нее спасительным. Он отвечает ее тайным ожиданиям, и происходит это как раз в иулшый момент, чтобы не дать захлестнуть душу Ларисы бессердечию и мстительному озлоблению.
Последняя фраза Ларисы перед смертью:»… Вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю…» вызывала и сейчас вызывает в критике немало споров. Героиня прощает своих убийц. И не только Прощает, но и объявляет их всех «хорошими людьми», и признается в любви к ним. В характере ли это Ларисы? Соответствует ли подобная финальная фраза ее портрету, не нарушает ли целостности образа? Что касается желания «всем простить и умереть», то оно родилось у Ларисы еще у решетки, над пропастью, когда она хотела и все не решалась сама покончить счеты с жизнью.
Заявляя потом «это я сама», Лариса прежде всего стремится снять вину с Карандышева. И это не просто христианское всепрощение перед смертью. Она успевает постичь выстрел Карандышева и всю последовательность событий, которая к этому привела. Тем самым она признает свою вину в трагическом исходе всей сложившейся ситуации. Часть ее вины есть в этом, поскольку она совершила несколько необдуманных поступков, начиная согласием выйти замуж за Карандышева и заканчивая поездкой с Паратовым за Волгу. Поэтому и изощренное издевательство Паратова, и игра в «орлянку» — все закономерно. И Лариса прекрасно понимает это. Отсюда слова: «Никто не виноват, никто…»
Конечно, она всего лишь искала любви и тепла, в чем и признается Карандышеву. Может быть, выбранный ею путь был неверен. Поэтому Лариса неосознанно побуждает Карандышева к выстрелу. Тем самым она торопит развязку, ставшую для нее не только гибелью, но и очищением. Испытав презрение и ненависть к своим мучителям, ужас перед грозившими ей соблазнами, Лариса, к собственному счастью, в одно мгновение избавляется от всего этого.
Подлинные виновники невыносимых мучений Ларисы вины своей никогда не только не признают, но и не почувствуют. Они слишком сосредоточены на себе, чтобы сознавать чувства других людей. Окружающие для них просто куклы, исполняющие определенные роли. Лариса же, поняв свою вину и приняв смерть как благодеяние тем самым вырывается из мира паратовых, вожеватовых и кнуровых и нравственно над ним возвышается.