«Снегурочка» написана Островским по мотивам и материалам устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголовок «Весенняя сказка» и поясняет: «Действие происходит в Стране берендеев в доисторические времена». В пьесе, как в сказке, наряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, Масленица, сама героиня — Снегурочка, дочка Мороза и Весны. И все же Страна берендеев — не совсем сказочное место. Все, что происходит в «весенней сказке» Островского,— это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины. Самое имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переяславль-Залесском доныне тянется Берендеево болото, на месте которого, по преданию, будто бы было Берендеево царство. До сих пор в 100 км от Сергиева Посада существует село Берендеево. У Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка» читаем’: «… в 50 верстах от села Берендеева режут из дерева известные игрушки, людей, животных; их в торговле зовут берендейками».
Имя сказочного царя Берендея хорошо знакомо русскому люду, хотя в истории не было такого человека.
Фантазией драматурга создан «мудрый отец» своего народа. Берендей — настоящий сказочный царь, но зато в чертах его народа — берендеев — Островский показал красоту и силу русского национального характера.
Любуясь народными играми купальской ночи, царь Берендей справедливо судит:
Народ великодушный
Во всем велик — мешать с бездельем дело
Не станет он: трудиться так трудиться.
Плясать и петь так вдоволь — до упаду.
В плясках и песнях чувствуется жизненная сила, творческая бодрость народа, его способность столь же беззаветно отдаваться труду, как теперь он отдается веселью. Но Островский заставляет царя Берендея слушать и другие песни народа. Вещие старцы-гусляры поют сурово и грозно.
Что мне звенит по заре издалече?
Слышу и трубы и ржание коней,
Глухо стези под копытами стонут.
Тонут
В сизых туманах стальные шеломы,
Звонко бряцают кольчатые брони.
Птичьи стада по степям пробуждая.
Это грозная и суровая песня о воинской защите родной земли, о далеких походах с целью обороны ее рубежей от нашествия кочевников. Слушая песню гусляров, нельзя не вспомнить «Слово о полку Игореве», откуда Островский много заимствовал, создавая эту песню.
Его берендеи — русский народ, мирный в труде, веселый в забавах, но суровый и грозный в час обороны родины от врагов.
Тема любви к Руси согревает всю «Снегурочку», это поэтическое повествование о раннем периоде жизни нашего народа, когда он еще чтил солнце — Ярилу.
В сказке Островского звучит подлинная Русь, ее предания, сказы, герои и сам дух народа. Интересен образ Леля. Это один из лучших образов русской драматургии: трепетный и нежный, ясный и веселый, живущий в согласии с самим собой и природой.
Снегурочка в передаче Островского — сама доброта и нежность, но ее чувства пока дремлют, душа не воспринимает окружающий мир. И лишь открыв свое сердце людям, она ощущает счастье, сгорает в этом огне восторженная.
Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, мать-Весна… благодарю за радость.
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви.
Островский сумел передать саму музыку народных сказов, эстетику народного понимания любви. Снегурочка знает, что любовь ее погубит, но жить бесчувственной не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря.
В «Снегурочке» Островский — большой поэт, мастер русского стиха, передал саму суть народного напева, он же использовал и подлинные фольклорные песни, например, «А мы просо сеяли…».
Эта красивая сказка стала ярким воплощением таланта русского народа и его певца — А. Н. Островского.