Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и А. П. Чехова "Вишневый сад"

Сочинение на тему «Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад»»

Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не просто фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад даже является одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того берега реки, где расположен город Калинов, с маленьким вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад — это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому.

Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитницей в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные «темного царства» равнодушны к красоте природы, а в глубине души и боятся ее. Так, для Дикого гроза — это Божья кара за грехи.

У Островского пейзаж дополняет действие. Например, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины — во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Герои «Вишневого сада» Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, малая Родина, где прошли их детство и юность. Здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, поэтому вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый сад — это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.

Но вернемся к пьесе Островского. В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Однако люди не столь милосердны: «темное царство» затравило героиню, которая осмелилась преступит!» ею законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.