Где ты, гроза — символ свободы?
А. С. Пушкин
Драма Островского «Гроза» — одно из самых значительных произведений известного драматурга Островского. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда ломались устои крепостничества и в душной атмосфере русской действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, не ведая того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческого достоинства.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый — яркий тип кугща-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, «поедом ест» домашних, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка». За этой «смиренной» жалобой Кабанихи кроется человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.
Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему…»
«Темное царство» — воплощение всего строя жизни царской России: бесправия народа, произвола, угнетения человеческого достоинства. В этот мир диких и кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества, назойливости и мелочной опеки постепенно зреет конфликт между » темным царством» и душевным миром Катерины. Катерина терпит лишь до поры. Не найдя оптика в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих.
Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собой. В этом трагизм положения героини.
Если бы драма завершалась сценой покаяния, в ней была бы показана непобедимость «темного царства». Но в финале Катерина одерживает нравственную победу и над силами, сковывавшими ее свободу, и над представителями «темного царства», сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Этот поступок — протест против никчемной жизни, темных сил царства Домостроя.
Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом окружающей действительности, значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия переживала период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важнейшее значение.