Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> «Искусство — одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) Суровые нравы города Калинова (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение на тему ««Искусство — одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) Суровые нравы города Калинова (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»

Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает эту тему так по разному, что иногда удивляешься многообразию литературных (сюжетных и композиционных) ходов, которые нередко подсказывает писателю творцу сама жизнь.
Мне трудно сказать, задумывался ли о таких глобальных философских категориях, как добро и зло, Александр Николаевич Островский, когда создавал свою бессмертную пьесу «Гроза», но именно писательское видение жизни помогает нам, читателям, различать полезное и вредное, плохое и хорошее, доброе и злое.
Как мне кажется, именно авторский взгляд руководит мнением читателя, защищает Катерину, совершившую грех по людским меркам, и осуждает общество, живущее по бесчеловечным законам, следующее дикой и жестокой традиции.
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу — спокойная широкая Волга, вдали — мирные селения и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из общественного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесят лет любуется и все не может налюбоваться знакомым пейзажем.
На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова, но спокойствие это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.
Жители Калинова живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы доносят иногда в Калинов вести о далеких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да еще слух о земле, «где все люди с песьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать — много слыхали». Но рассказы таких странниц вполне удовлетворяют калиновцев.
Невежество и полный умственный застой — вот то, что характеризует быт волжского города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит не имеющий за душой капитала Кулигин, механик самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжелое положение бедноты, он говорит: «А богатые то что делают?.. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
Островский с поразительной силой воссоздает темный быт и «жестокие нравы» города Калинова, направляя читательскую мысль в определенном направлении. Непробудный мрак, рутина, нависшая над бытом горожан, и произвол самодуров, не признающих ни в ком человеческого достоинства, — вот яркие черты жизни города, описанного в драме А. Н. Островского.
Как ни парадоксально, единственным светлым человеком в этом «жестоком царстве мрака» оказывается обычная девушка, вышедшая замуж за Тихона Кабанова — молодого купца. Казалось бы, ничто не может омрачить ее семейного счастья, сытой обеспеченной жизни. Но девушка, привыкшая к свободной жизни в родительском доме, оказывается зажатой тесными рамками предрассудков и скрытых за крепкими стенами купеческих домов пороков. Монолог Катерины открывает ее мечту о «полете души», ожидание свободы мысли, чувства, действий. Для раскрытия чувств и мыслей девушки автор вводит образ птицы, появляющийся в речи главной героини пьесы: «Знаешь, — говорит Катерина Варваре, — мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».
Но все оказывается фальшивым, поддельным, лживым. Автор, чтобы предоставить читателю средства разобраться в ситуации, понять, где доброе, а где злое, вводит диалог Катерины и Варвары. Катерина еще не понимает «двойной жизни» Калинова, а сестра Бориса объясняет, что весь дом (а читатель понимает, что и весь город) держится на обмане: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
С точки зрения общественной морали, главная героиня совершает греховный поступок. Она, замужняя женщина, находит себе любовника. Но ее преступление оказывается только попыткой стать чуть более свободной, вырваться из под гнета своей свекрови Кабанихи. Катерина словно задыхается в атмосфере лжи и предательства. Духовная духота предшествует грозе, грозе, сотрясающей уходящие в прошлое жестокие законы и дикие традиции, за которые цепляются Кабаниха и Дикой. Гроза — символ очищения общества от злого и несправедливого. Это природное явление, грозное и пугающее своей силой тех, кто чувствует за собой грех, должно указать читателю на неотвратимость возмездия. Человек должен отвечать за свои поступки. В этом отношении гроза еще и символ наказания, кары всех, кто живет не по совести, попирает добро и справедливость. Один из горожан говорит о том, что «эта гроза даром не пройдет».
Нельзя не согласиться с высказыванием Льва Николаевича Толстого «Искусство — одно из средств различения доброго от злого». Писатель помогает любому берущему в руки его книгу разобраться в трудных жизненных ситуациях, в формировании жизненных позиций и нравственных ориентиров.