В пьесе «Бесприданница», которую Островский написал в 1879 году, изображен купеческий мир. Изменения в обществе привели к тому, что мелкие купцы смогли нажить миллионы, некоторые из них обрели возможность получить европейское образование. Это не могло не повлиять на характеры этих людей, их систему ценностей. Поэтому в драме купеческий мир изображен царством умных, но хищных дельцов. Именно они — влиятельная сила в обществе. Их умонастроения влияют на всех людей, независимо от социального статуса.
Лариса Огудалова — главная героиня романа, вынуждена дышать этим воздухом, пропитанным жадностью и стремлением к роскоши. Всё можно купить, и все можно продать, даже честь и любовь. Однако характер у героини поэтический, лишенный притворства и лжи, лести и жадности. Она имеет тонкую натуру, находит выход своим эмоциям в пении красивых романсов, игре на фортепьяно и гитаре. Она резко отличается от своей матери — женщины жадной и продажной, готовой отдать свою дочь в руки первого попавшегося дельца. Л
ариса же не замечает тёмной стороны жизни, живет в своем призрачном мире. Ее изначальная трагедия в том, что в ее окружении не было человека, который бы оценил ее внутреннюю красоту, разделить с ней ее идеалы и представления о жизни. Ей нелегко было «улыбаться, когда на душе тяжело», наблюдая за женихами, которых приводила её мать. Поэтому она принимает немудрое решение — согласиться на замужество с мелким чиновником Карандышевым, осознавая, что это — вызов человеку любимому ею, недостойному этой любви, готовому поменять её на «миллион». Именно таким предстает в пьесе обольстительный Паратов, любящий больше всего на свете деньги и те возможности, которые они дают. К сожалению, ни один из этих героев не способен оценить Ларису и полюбить по-настоящему.
Карандышев желает удовлетворить свое тщеславие, а Паратов — обрести еще одну победу, чтобы утешить свое самолюбие. Героиня прозревает, но поздно: Кнуров и Вожеватов относятся к ней, как к красивой вещи, бросая жребий, а Кнуров мечтает обладать ее в качестве содержанки. Лариса понимает, что ее низкое материальное положение позволяет этим людям рассматривать ее, как красивую вещь, а ни как на человека.
Поступок тщеславного Карандышева, у которого «увели» вещь в какой-то мере был выходом из сложившейся ситуации — Лариса освобождается от цепей жестокого мира, так и не познав прелестей настоящей любви. Смерть она встречает без злобы, простив жестокость этим людям.