Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Каким был Паратов на самом деле и каким видела его Лариса (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

Сочинение на тему «Каким был Паратов на самом деле и каким видела его Лариса (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)»

Errare humanum est.
Сенека.
Человеку свойственно ошибаться, как утверждал философ Сенека, поэтому, возможно, ошибусь и я в своих суждениях, но мне не по душе оценка личности героев пьесы «Бесприданница», данная в школьных учебниках. Я вижу героев иными, но, предупреждаю, это будет мое личное мнение. Островский нам известен как великий драматург, обогативший всемирную литературу и мир театра неповторимыми произведениями. Но он все же человек своего времени, а не гений, вознесшийся вне времен над миром. Ему тоже приходилось писать в угоду обществу, так как каждый драматург жаждет иметь успех у театральной публики. А в середине 19-го века самым душещипательным вопросом были свобода личности и женская «эмансипация». Поэтому бурный восторг и гарантированный успех у женской части зрительской аудитории вызывает «плакательный» сюжет с трагическим финалом о жертве общественной нравственности. Не ушел от этого соблазна и А.Н.Островский, когда написал пьесу «Бесприданница». Она полностью нацелена на успех. Писал ее великий
драматург, но видно, что он хотел угодить настроениям публики. У купца Островского, воспитанного на «Домострое», вряд ли могли зародиться в голове идеи феминизма. Образ Паратова автор нам подает в качестве персонажа слишком карикатурного, чтобы его можно было безоглядно полюбить даже самой пылкой красавице. Он (Паратов) легко забывает свои клятвы-обе- щания, везде ищет выгоду и, в довершение всего, «мотоват». Только слепой не заметит ходульной привлекательности героя- любовника, и Лариса совсем не дура, чтобы этого не понимать.
Быстро воспламеняющаяся душа и подчеркнуто независимое поведение Паратова не вяжутся с мелким жульничеством и подлостью. Он — больше герой современных сериалов, чем пьесы из купеческого быта позапрошлого века. Но таким подал читателям его автор пьесы, значит, у драматурга был на то скрытый умысел. Предлагаю взглянуть на Паратова моими глазами. Корыстолюбие и обман — обычные качества дельца и хапуги, каким он и является, для купца-молодца «не в укор». Смысл его жизни — добыть как можно больше денег, неважно, каким образом. И кутнуть, но в меру. В этом здравый прагматизм купеческого сословия. Зачем ему невеста Лариса без гроша за душой? Ладно бы он ее любил, так ему просто позабавиться захотелось. У него была настоящая невеста, «стоимостью» в полмиллиона. Он проницателен, с немалым жизненным опытом: «А вы, тетенька, небось, уже с трех взяли?». Похоже, что Паратов — циничный прагматик. Если бы у него была действительно широкая душа, он не оскорблял бы людей такими мелочными подозрениями, которые приходят к нему в голову.
Интересней всего представить, каким его видела Лариса. Для нее он был идеалом мужчины: умный, добрый, сильный. Ее затуманенные любовью глаза не замечали в нем неприятных качеств, не видели недостатков: «Сергей Сергеевич… это идеал мужчины». Богат, владеет оружием и собой, чем не рыцарь? Но видение скоро исчезает, очарование тоже, а в результате Лариса ославлена и растоптана. Но наша героиня тоже не святая. Посмотрите, как по- свински она относится к Карандышеву. Нет, он совсем не идеал. Он тоже похож больше на карикатуру, чем на живого человека. Но Лариса поступает с ним так, как Паратов поступил с ней. Как говорят, два сапога — пара. Искренность в любви Ларисы больше похожа на самогипноз. Она хочет любви по своим правилам. Хочет диктовать свои условия, а когда не получается, то прикидывается жертвой опять же для самообмана.
Прошу простить за слишком смелые суждения. Ведь я писал только то, о чем думаю. А.Н.Островский хотел завоевать у публики успех, он его и добился. Но делать театральных героев образцом для подражания современной молодежи нельзя. Мы слишком много знаем о разных «технологиях» на телевидении, забитом рекламой ради наживы, чтобы поверить в наивность великого драматурга А.Н.Островского. Он знал, что творил, но и у нас своя голова на плечах.