Следует обратить внимание на многозначность этого названия. Вспомним разговор между Ларисой и её матерью во втором действии драмы «Бесприданница».
Лариса. Юлий Капитоныч хочет в мировые судьи баллотироваться.
Огудалова. Ну вот и прекрасно. В какой уезд?
Лариса. В Заболотье!
Огудалова. Ай, в лес ведь это. Что ему вздумалось в такую даль?
Лариса. Там кандидатов меньше: наверное выберут.
Огудалова. Что ж, ничего, и там люди живут.
Лариса. Мне хоть бы в лес, да только поскорее отсюда вырваться.
В комедии «Лес» Островский ведет нас в провинциальную глушь, в дворянскую усадьбу, окруженную со всел сторон лесом. Он показывает, что и там, в захолустье, разыгрываются свои драмы и комедии. Образ леса приобретает аллегорический характер, символизируя дикость нравов внешне благовоспитанных, но глубоко развращенных дворян. Смысл заглавия раскрывается в словах Несчастливцева: «И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр— дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец». Иллюстрируя эти слова Несчастливцева, докладчик охарактеризует Гурмыжскую, расскажет о её взаимоотношениях с другими героями.
Образ леса тесно связан с развитием сюжета пьесы. Лес, краса и гордость дворянского поместья, стал предметом торговли. Помещица Гурмыжская, чтобы удовлетворить свои прихоти, за бесценок продает его купцу Восьмибратову. Название имения — «Пеньки» — приобретает символическое значение: в нем содержится намёк на оскудение дворянства. О дальнейшей судьбе леса даст нам представление очерк Г. И. Успенского «Книжка чеков», в которой изображаются результаты бурной деятельности купца Ивана Кузьмича: «Прикоснется он с своими капиталами к дремучему темному бору, грозно шумевшему тучам и грозам: «вороти назад, держи около» и с материнской заботливостью дававшему приют тысячам зверей и птиц, и — глядишь, в две-три недели после появления в этом лесу Ивана Кузьмича — лес исчез, и уж больше нет этого дремучего богатыря! Разбежался зверь; с шумом, карканьем и плачем разлетелись птицы, и остались одни бревна, кое-где придавившие зайца, спасавшегося бегством, поленницы дров, брусья. А скоро и это исчезнет отсюда, и останется голое, изрытое место да деньги в кармане Ивана Кузьмича, какие-то разноцветные бумажки, которые тотчас вновь идут в дело…»
Устанавливая преемственность между Гоголем и Островским в изображении дворянства, учитель прочтет начало четвертого явления первого действия и предложит ученикам подумать, кого из героев поэмы
«Мертвые души» напоминают Бодаев и Милонов, в чем сходство между героями Гоголя и Островского и какова разница в принципах их изображения.
Мы без труда найдем в провинциальном бурбоне Бодаеве черты медведеподобного Собакевича, а Милонов и своим характером, и даже манерой «изъясняться» напомнит им слащавого до приторности Манилова. Уже первые реплики дают яркое представление о героях.
Милонов. Раиса Павловна, поверьте мне, все высокое и все прекрасное…
Слова «высокое и прекрасное»— своеобразный лейтмотив образа. Они будут неоднократно повторяться по ходу действия.
Когда мы слышим от Бодаева о купце Восьмибратове: «Только вы с ним поосторожнее, он плут большой руки… Семьянин-то — семьянин, а чище всякого обманет» или сентенцию: «Оно так, кабы только поменьше мошенников, а то больно много», — мы тут же вспоминаем Собакевича.
Очевидно, Островский преднамеренно соотносил своих героев с гоголевскими помещиками. Он хотел показать, что гоголевские типы остались и после реформы.
И все же в способах изображения героев у Гоголя и Островского есть существенная разница. Гоголь в сатирических произведениях обращался к резкому заострению ведущей черты характера героя, к гиперболизации, гротеску, Островский же не нарушает жизненных пропорций. Его герои изображены «в натуральную величину».