«Гроза» и «Бесприданница» — вершины драматического искусства
Островского, разделенные двумя десятилетиями. Они раскрывают историю
судьбы русской женщины на протяжении этого времени. Этих
героинь разделяет время, оно по-разному формирует их сознание и
понимание своего места в этой жизни.
Катерина Кабанова, полюбив, считает свою любовь грехом, утрачивает
веру, но в момент гибели осознает себя свободной, ее гибель
ведет к пробуждению сознания забитого существа (Тихона).
В Ларисе же личное самосознание с самого начала обострено, ее
оскорбляет невнимание к ее душевной жизни: «Никто не старался
заглянуть ко мне в душу».
В сознании Катерины воедино сливаются и «суд людской», и «суд
Божий», она отдает себя «суду людскому», совершая публичное покаяние,
мучимая «страхом Божьим». Над Ларисой не властны ни
«суд людской», ни «суд Божий». Она подчиняется только своей душе:
«Как хорошо умирать… пока еще упрекнуть себя не в чем».
Покаяние, совершаемое Катериной, — это попытка снова примириться
с той жизнью, от которой она ушла, встречаясь тайно с Борисом.
Лариса же не кается, ибо не чувствует никакого греха. Думая о
смерти, она мечтает: «Хворать долго, успокоиться, со всем примириться,
всем простить и умереть…» Но умирает она внезапно, от
выстрела Карандышева, и, умирая, всех прощает: «Я ни на кого не
жалуюсь, ни на кого не обижаюсь». Лариса ходила в церковь, и, возможно,
в момент смерти она прощает всех по-христиански. Здесь
нет гордыни, она благодарит Карандышева за этот выстрел.
Катерина обладает целостностью натуры, она не боится смерти,
хотя самоубийство — страшный грех, который она берет на свою душу.
Характер Ларисы противоречив, лишен цельности. Она, оказавшись
перед страшной правдой о себе, не может принять решение
уйти из жизни вовсе не по причине религиозной: «Жалкая слабость:
жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно».
В Ларисе нет той полноты, которую дает религиозное мировоззрение,
ее «мирское» сознание лишено этой опоры. Жизнь, проникнутая духом
цинизма, настойчиво толкает ее на путь компромисса — но Островский
не позволил своей героине встать на путь содержанки. Лариса
гибнет, потому что она слишком хороша для этого мира. Этот
мир не заслужил Ларисы.
При всей разности этих натур их роднит одно — женский идеал
драматурга. Женщина для него — это лучшая часть рода человеческого,
более одухотворенная, более сердечная, более тонкая… Женская
душа более уязвима в плотском материальном мире, она обречена на
страдания, потому что страдают в первую очередь души, открытые
для красоты, любви и гармонии.