Экспозиция — то, что происходит до начала
действия, до появления Катерины. В экспозиции
создается атмосфера Калинова,
купеческого города, где за высокими заборами творятся темные и
жестокие дела.
Действие открывается видом на Волгу, красота которой восхищает
Кулигина, часовщика-самоучку, местного Кулибина, но она
недоступна Кудряшу, конторщику Дикого. Кудряш дает характеристику
купцу Дикому, значительному лицу в городе, как человеку, который
ничего не боится, потому что богат и силен этим богатством. Но
Кудряш его не боится. Подтверждением самодурства Дикого является
его диалог с племянником Борисом, которого он грубо ругает
прилюдно: «Дармоед! Пропади ты пропадом!.. Тьфу ты, проклятый!..
Провались ты!» Борис не смеет ему перечить, так как своей силы не
имеет и материально зависим от Дикого. Он надеется получить наследство,
оттого и смирен. Но удивительно другое: Борис знает, что дядя
ему наследства не даст, а все равно терпит издевательства: «Он
прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно,
а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь
малость…» Дальнейшие реплики действующих лиц рисуют образ
настоящего самодура, которого боятся все в городе, а если кто и не
боится, то Дикой все равно найдет возможность отыграться на домашних.
В монологе Кулигина о жестоких нравах — образ страшного мира:
«В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной,
не увидите. И никогда вам, сударь, не выбиться из этой
коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше
насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного
закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать.
<.. .> А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга
подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти…». «Темное
царство», создаваемое купцами города Калинова, темно прежде
всего тем, что опорой ему служит власть денег, которая уродует
человеческое лицо. Монолог Кулигина произносится на фоне красивого
пейзажа и звучит резким контрастом. Елейное славословие
странницы Феклуши следует за словами Кулигина о красоте: «Бла-
алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить!
В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый,
добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями
многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше
неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому
Кабановых» (явление 3). Но эта елейно-сладостная хвалебная речь
опровергается репликой Кулигина о Кабановой, Кабанихе, которую
восхваляет Феклуша: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних
заела». Борис, оставшись один, признается, что влюблен в замужнюю
женщину.
Начало действия. Появление семейства Кабановых (Марфы
Игнатьевны, главы семейства, Тих о на, Катерины, Варвары).
В этой сцене, в которой раскрывается смысл «темного царства»,
происходит столкновение Тихона и Кабановой.
Каб ан ов а: Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли
тебя жена бояться после этого?
К а б а н о в: Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что
она меня любит.
Кабанова: Как зачем бояться. Как зачем бояться! Да ты рехнулся,
что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это
порядок-то в доме будет?
Кабанова здесь саморазоблачается. Она не доверяет любви, основой
семейных отношений считает страх, но страх делает человека
несвободным, а там, где нет свободы, там нет личности. Кабаниха —
ханжа, она беспокоится только о соблюдении определенных правил
поведения. Любопытно, что Варвара, дочь Кабанихи, воспитанная в
страхе послушания, по-своему поняла эту систему воспитания («делай
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было»).
В этой сцене видно не только самодурство свекрови, слабость
Тихона, но и бесправие Катерины. Тихон не может быть для нее
защитой.
В диалоге с Варварой в 7 явлении раскрывается характер Катерины,
натуры богатой, поэтичной и религиозной. Ее речь в сравнении
с другими персонажами удивляет своей образностью, поэтичностью.
Она рассказывает о своей жизни до замужества с большой
теплотой и восторгом. Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое».
Ответ Катерины раскрывает разницу между жизнью в родительском
доме и в доме свекрови: «Да здесь все как будто из-под
неволи». Внешне все очень похоже, но внутреннее поражает своей
разницей. Где нет свободы, там живет не любовь, а страх, который
воспитывает рабское сознание.
В Катерине же, воспитанной в атмосфере любви, живет чувство
свободы: «…Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать
нешто теперь?» {Хочет бежать)
Признаваясь Варваре в греховных мыслях, Катерина всячески
сопротивляется зародившейся мечте о любви. Она еще в начале борьбы
между долгом перед мужем и чувством к Борису. Она сама себя
боится. В предыдущих явлениях формируется образ «темного царства
», где нет любви, а есть одно послушание из страха. Катерина,
воспитанная в свободе, сопротивляется неволе, ищет любви у своего
мужа, но не находит.
Появляется барыня, своими пророчествами она пугает Катерину,
этот испуг — предчувствие беды. I действие заканчивается монологом
Катерины, из которого можно сделать вывод о глубокой религиозности
героини: она боится умереть, не раскаявшись в своих мечтах,
помыслах о возлюбленном.
Конфликт обозначен: «темное царство» и Катерина, задыхающаяся
в его тисках, есть еще и другой конфликт — внутренний, зарождающийся
в душе самой Катерины.
Гроза приближается, гремит гром.