Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Краткое содержание драмы «Гроза» ( Действие VI )

Сочинение на тему «Краткое содержание драмы «Гроза» ( Действие VI )»

Кульминация. Между третьим и четвертым действием проходит
10 дней.
Грех прелюбодеяния, а Катерина именно так воспринимала свою
любовь к Борису, в данной конкретной ситуации — протест против
рабства и стремление к свободе и любви. Катерина слишком свободна
и слишком жаждет любви, поэтому не помнит и не жалеет
себя. «Схема развития внутреннего состояния души, впавшей в грех,
известна: грех рождает страх наказания, страхом усиливается дух
уныния, отчаяния — преодолеть это безблагодатное состояние можно
только усилием веры, призыванием помощи Божией, упованием
на Его милосердие…» (М М. Дунаев).
Основным ведущим мотивом этого действия является гроза,
которая и спровоцировала признание Катерины в своем грехе.
Разговор Кулигина и Дикого о громоотводе опять выявляет грубость
и невежество «главного» человека в городе. Громоотвод был
изобретен очень давно, а Дикой и понятия не имел об этом, но он
произносит фразу, которая впоследствии обретет свой истинный
смысл:
Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!
Кулигин: Электричество.
Дикой: {Топнув ногой.) Какое там еще елистричество! Ну как
же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы
чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости
Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А?
Говори! Татарин?
Дикой, несмотря на свою дремучесть, интуитивно наполняет природное
явление глубоким смыслом. Гроза — это наказание за грехи.
Разбушевавшаяся стихия невольно вызывает страх у человека.
Катерина, будучи религиозной, тоже воспринимает грозу как
наказание за свой грех. Она оказалась в одиночестве и, чувствуя свою
вину перед мужем, который приехал раньше срока, совсем растерялась.
Об этом мы узнаем из рассказа Варвары Борису (явление 3). Борис
испуган.
Варвара: Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая,
мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча
утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! Что мне
с ней делать?
Но Борис не может дать вразумительного совета. Он не готов
взять ответственность за жизнь любимой женщины.
Варвара, зная чистую натуру Катерины, предполагает, что она во
всем признается мужу. Это и произошло. Находясь в состоянии почти
безумном, она не ждет ни от кого помощи. Верующий человек
одолевает свое смятение молитвой, но вера Катерины разрушена грехом
и отчаянием. Она боится наказания. И этот страх наказания
подогревается жуткими обличениями безумной барыни.
Барыня: Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься:
умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! Видишь,
какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял
красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей
соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много
народу в грех введешь!.. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!
Катерина прячется.
Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!
Удар ^ома.
Все в огне гореть будете в неугасимом!
{Уходит)
Катерина: Ах! Умираю!
Жуткие обличения сумасшедшей барыни доводят Катерину до
ужаса, она воспринимает удары грома как наказание: «Ад! Ад! Ад!
Геенна огненная!» Подгоняемая страхом, Катерина во всем признается
Тихону, Кабанихе… Это кульминационный момент, высшая точка
в развитии действия. После признания Катерины в грехе прелюбодеяния
действие идет на спад.