Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Лариса и Катерина. Главные героини на первый взгляд очень похожи, но если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.
Итак, сравним Ларису и Катерину. Чтобы их сравнивать, для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от «Грозы», — это драма, поскольку в ней нет, как таковой, трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.
А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке… Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина обе мечтают летать, как птицы. Лариса — это чайка — птица, умирающая в море. А Катерину я бы сравнила с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а Катерина, как известно, означает чистая. Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину. А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом… грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
А теперь сравним символику имен Ларисы и Катерины. «Катерина — чистая, она внутренне обеспокоена какой-то своей мифической неполноценностью…» (Словарь имен; составитель Г. Квита). «Лариса — чайка. Лариса нежна, тонка, чувствительна, послушна в любви… но неверность мужа, ставшая явной, становится роковым событием, которое может разрушить семью» (Словарь имен; составитель Г. Квита). Точно так же неверность Паратова становится роковой для Ларисы, и она погибает.
Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя Катерину «лучом света в темном царстве». Добролюбов говорил: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова…» Но я не согласна с Добролюбовым, когда он говорит, что Катерина — это «луч света в темном царстве». Не потому, что Катерина недостойна этого имени, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. Но, в отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.
Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против «темного царства». Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.