Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы «Волки и овцы». Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии, цинизма и лжи, защищая свое человеческое достоинство. Наряду с образом протестующей Катерины из пьесы «Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это, в первую очередь, Лариса Огудалова из драмы «Бесприданница». Она богато одаренная натура, талантливая, умная, трезво оценивающая жизнь, ясно понимающая безвыходность своего положения, обладающая чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за «широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что он — «идеал мужчины». Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова. Да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать «героем ее романа».
Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов того мира, в котором живут.
Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из «Доходного места», учитель Иванов из «В чужом пиру похмелье».
Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Oil не хочет жить среди всей грязи, царящей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. «Мы с вами начнем жить честно, по-новому… — говорит он своей невесте, — вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить жестокому обществу герой, — свою честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: «Я не герой, я обыкновенный, слабый человек».
Мелузов из пьесы «Таланты и поклонники» — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: «Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».
Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы «Лес», Наров из «Талантов и поклонников», Кручинина и Незнамов из «Без вины виноватых». Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.