Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> "Мастерство драматурга А. Н. Островского в изображении конфликта" в драмме «Гроза»

Сочинение на тему ««Мастерство драматурга А. Н. Островского в изображении конфликта» в драмме «Гроза»»

А. Н. Островский был убежден в том, что народному зрителю
в драмах и трагедиях нужен «глубокий вдох, на весь театр, нужны
непритворные, теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо
в душу».
Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. И. С. Тургенев охарактеризовал
ее как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение
русского могучего таланта». Дата написания пьесы вызывает представление
о революционной ситуации, об отмене крепостного права,
о проблеме свободы человека.
Действие пьесы развивается в вымышленном, но очень типичном
и узнаваемом городке Калинове. Автор показывает семейные
отношения в доме Кабановых — провинциальном купеческом семействе.
Драматург раскрывает социальные отношения, и за привычным,
несколько сонным течением жизни, встает человеческая и общественная
трагедия. Как известно, в основе каждого драматического
произведения лежит конфликт, таковы законы этого литературного
рода. Исследуем природу конфликта в «Грозе».
Прежде всего, остановимся на той стороне конфликта, который
принято называть социальным: между человеком и обществом. В этот
конфликт втянуты все герои. В сложных отношениях пребывают
Кабаниха и Катерина (свекровь и невестка). Первая героиня не просто
злой человек, она еще представляет собой и определенное социально-
нравственное явление. Кабаниха защищает определенные законы
жизни, поэтому она обижает Катерину не только из личной неприязни.
Кабаниха сама прошла, видимо, такую же жизненную школу, как
Катерина (от свободной девушки до замужней женщины), и считает
естественным униженное положение Катерины. В конфликтных отношениях
пребывают и мать с дочерью (Кабаниха и Варвара). С одной
стороны, Кабаниха отпускает ее гулять на всю ночь с Кудряшом.
Это тоже, кстати, социально обусловленная модель поведения, ведь
Варвара еще не замужем, следовательно, свободна. С другой стороны,
такая относительная свобода не устраивает даже лукавую Варвару. Эта
героиня испорчена атмосферой «темного царства», приучена лгать,
лицемерить, но побег с Кудряшом из города после смерти Катерины
является ее протестом против деспотизма матери и общего произвола.
Стремится к свободе и безвольный Тихон. Его порыв к независимости
так же уродлив и слаб, как и он сам — жертва «темного царства
». Но важно то, что этот порыв есть, а к концу пьесы он возрастает
до обвинений, брошенных Кабанихе.
Рядом выстраивается еще одна конфликтная социальная группа,
центром которой является Дикой. Дикой — типичный русский самодур:
с домашними необычайно груб, издевается над теми, кто от него
зависит. В его доме живет племянник Борис, человек образованный,
порядочный, но смирившийся с обстоятельствами. Борис и Дикой
в конфликтных отношениях — как бедняк и богач, зависимый человек
и хозяин. В сложных отношениях пребывает Дикой с Кудряшом.
Но это уже конфликт между хозяином и наемным работником,
поэтому Дикой, видимо, побаивается независимого конторщика. И со
стороны Бориса, и (в большей степени) со стороны Кудряша мы видим
протест против существующего произвола. Дикой, как и Кабаниха,
средоточие зла в современном Островскому обществе. Эти герои не просто
жестоки, но еще и крайне невежественны. Против этого присущего
им качества выступает бедный механик-самоучка Кулигин. Он почти
нищий, но если бы у него были деньги, он бы их потратил на изобретение
вечного двигателя, недаром он просит у Дикого немного
денег на солнечные часы для города. Дикой и Кулигин противопоставлены
как ограниченность и просвещение, стяжательство и щедрость,
тьма и свет. Для Дикого недоступно прекрасное, принципиально
чужда духовность. Кулигин же не только механик, он еще и поэт в душе,
недаром он читает стихи Ломоносова
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна…
Как видим, все наиболее значимые персонажи разбиваются на
два враждебных лагеря. Но как бы ни сопротивлялись молодые герои
старым, все: и Борис, и Варвара, и Тихон, и даже Кулигин — в какой-то
мере идут на компромисс. Все, кроме Катерины. Она-то и разовьет
ситуацию «Грозы» до трагической. Хотя Катерина сама тоже «частица
» «темного царства» (глубоко религиозна, неразвита), она
самый цельный, самый яркий и поэтический персонаж «Грозы».
Естественно, что именно такой искренний и чистый человек вступает
с обществом в непримиримые противоречия. Усугубляет конфликт
Катерины с «темным царством» ее любовь к Борису. Она
теперь не просто равнодушна к мужу и тяготится гнетом свекрови,
она полюбила… В любви до конца проявились лучшие качества
героини. Глубокое эмоциональное потрясение вызывает желание
быть свободной и счастливой.
С этого момента социальный конфликт усиливается психологическим,
внутренним, происходящим в душе самой героини. Катерина
не могла запретить себе любить Бориса, но она может признать за
собой право на это чувство. Кроме того, Катерина — настолько совестливый
человек, что она не может обманывать, жить с грехом в душе,
сочетать любовь с ложью. Следствием этой сложной внутренней
борьбы является публичное покаяние героини, которое еще более
усложняет ее положение в обществе.
Далее события развиваются стремительно. Общество потрясено
признанием Катерины, стремящейся к очищению страданием или
даже смертью. Конфликт становится неразрешимым, трагическим.
Катерина не может больше жить в удушающем, лишенном воздуха
«темном царстве», еще более тяготит ее грех, который она осознает
как нарушение нравственности и социальных норм, но она не может
не любить Бориса. Единственный выход — смерть.
Но смерть персонажа художественного произведения — это не
только конец конкретной жизни. Это и очищение героини от греха,
и философская концепция автора, и сила огромного воздействия на
читателя или зрителя.
В древнегреческой литературе трагедия как ведущий жанр была
призвана формировать душу зрителя, существовал даже термин:
«катарсис» (очищение страданием). Присутствует катарсис и в «Грозе».
Современники сообщают, что купцы, находившиеся в зрительном
зале во время спектакля, бросались на сцену спасать тонущую Катерину,
а некоторые впоследствии даже кончали жизнь самоубийством.
Такова была сила страдания и глубина прозрения, которые вызывались
более чем актуальным спектаклем. Островский объяснил средствами
искусства, что быть Человеком и жить в «темном царстве» нельзя.
Личность непременно вступит в жесточайшую схватку с уродливыми
общественными устоями, которые обречены на отмирание в силу
своей антигуманности и бесчеловечности.