В драме «Гроза» молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения, из рассмотрения можно сразу исключить Тихона и Бориса. Они своей пассивностью и бездействием не только не противостоят «темному царству», то есть косному обществу, но и поддерживают его.
А вот Катерина, Варвара и Кудряш действительно свежее молодое поколение, которому непонятен традиционный уклад жизни, которое хочет вырваться к солнцу, к свету. Хорошо Кудряшу: он, хоть и находится в подчинении у Дикого, но чувствует себя свободным человеком. Он наслаждается жизнью, совершенно не обращая внимания на точку зрения старшего поколения. У меня после прочтения первых страниц книги сразу возник в представлении портрет Кудряша: это румяный русый парень, в лихо заломленном картузе, с гармонью в руках, со звонким голосом. Таких часто называют «рубаха-парень». Образ Кудряша — портрет свободного человека, не загнанного ни в какие рамки.
Совсем другое дело Варвара и Катерина. Они живут в доме Кабанихи, как в тюрьме, Им не хватает воздуха. Варвара — человек по натуре легкий» поэтому она быстро и просто находит выход из создавшейся ситуации. Она втайне встречается с Кудряшом и вполне довольна этим. Да, она не испытывает к нему глубоких чувств, но это ей и не нужно. Ее главное стремление — вырваться из дома. Варвара ропщет на самодурство матери, но она слишком хитра и изворотлива, чтобы делать это открыто. Ей ни к чему конфликт в собственном доме. Поэтому Варвара молчит и скрывается до поры до времени. А потом уходит с Кудряшом. Это ее протест. Она не шла на конфликт с матерью, но и мириться со своим положением не собиралась. Неизвестно, что ждет Варвару дальше, какая судьба ей уготована. Но, по крайней мере, что бы ни случилось, эту судьбу она выбрала сама. Во всяком случае, лучше прожить короткую, по яркую и свободную жизнь, чем заживо умирать в доме Кабанихи или в каком-нибудь другом доме, куда ее выдадут замуж.
Варвара со свойственной ей легкостью разрешила ситуацию, вырвалась из тюрьмы. Совсем в ином положении находится Катерина. Главная героиня пьесы показана как полный антипод своей свекрови, Кабанихи. Они — два полюса калиновского мира. Их противостояние — это не просто конфликт двух людей, а столкновение двух поколений, борьба двух миров.
Как ни странно, но у этих женщин есть немало общего: их суровая религия, представление о грехе, которому нет прощения, неумение прощать человеческие слабости, невозможность пойти на компромисс. Но Кабаниха воспринимает жизнь как некий церемониал, она не способна отступить от раз и навсегда заведенного порядка. А Катерине тесно, душно в этих рамках. Несвобода тяготит ее, недаром она мечтает взлететь, как птица. Но трудно взлететь, живя в «темном царстве». Ведь Кабаниха — далеко не единственная в Калинове представительница патриархального мира. Весь город таков. Все живут, подчиняясь однажды установленным законам. Моральные нормы строго соблюдаются. И нет прощения человеку, преступившему их. Оттого и приходится скрываться Катерине с Борисом и Варваре с Кудряшом. Стоит им показать свое свободолюбие, и они станут изгоями. В особенности это касается Катерины, ведь она замужем. Брак в калиновском обществе священен. Никому нет дела, что родители выдают девушек замуж за абсолютно незнакомых людей, что в браке очень часто сосуществуют два чужих человека. Стоит кому-нибудь последовать зову сердца — его тут же осуждают. Катерина, надо отдать ей должное, боролась с собой до конца, она уважала и почитала нормы общественной морали. Тихон практически сам подтолкнул ее к Борису в тот момент, когда она была готова стать верной и любящей женой своего мужа.
Живя в тюрьме — доме Кабанихи, — Катерина не могла смириться со своим положением. В ней уже тогда рождается смутное чувство, о котором она говорит Варе. Она чувствует, что в ней происходит что-то необыкновенное, рождается новое отношение к миру. Это чувство и есть протест против существующей действительности, стремление к свету и к счастью. Увы, любовь не принесла Катерине счастья. Самоубийство стало упреком Катерины обществу, не дающему человеку права на свободу и счастье.
Так молодое поколение в «Грозе» противостоит » темному царству». Каждый действует в соответствии со своим характером. Конечно, пе могут о тдельные поступки и происшествия за короткое время поколебать устои, создававшиеся веками. Но смуту в умах это произвести может. И если хотя бы тот же Тихон после смерти жены сумел, наконец, хоть в чем-то возразить своей матери, значит, Катерина погибла не зря. Значит, «луч света» пробился сквозь тучи и осветил убожество традиционного общественного уклада. И вполне возможно, что кто-нибудь, увидев этот луч, тоже будет протестовать. Именно это и есть залог того, что когда-нибудь свет победит «темное царство».