В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица пьесы — чиновники разных рангов, от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников, прислуживающих старому служаке Юсову, секретарю Вышневского.
Комедия появилась в печати в 1857 году, когда уже стали обозначаться контуры «новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи». В этот период определяется принципиальное отличие между либеральным и революционно-демократическим направлениями в литературе, к этому времени драматург сближается с революционными демократами, печатается в «Современнике», их печатном органе.
В комедии «Доходное место» с замечательной художественной силой драматургом разоблачено чиновничье «темное царство». Это одно из самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром «Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке.
Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не написать бы мне «Доходного места».
Вопреки либералам, полагавшим, что все недочеты в деятельности бюрократической машины царской России являются следствием испорченности отдельных людей, Островский в своей комедии вскрывает социальные корни взяточничества и самодурства в чиновничьей среде. Он не просто описывает темный мир чиновничества, живущего доходами с «кривосудия и всяческой неправды», творимой им в судах и других казенных заведениях,— драматург обличает само мировоззрение этих взяточников и самодуров.
Характеризуя в статье «Темное царство» самодурство в чиновничьем мире, Добролюбов писал: «В сфере чиновнической оно еще гаже и возмутительнее, чем в купеческой, потому что здесь дело постоянно идет об общих интересах и прикрывается именем права и закона… Законов никаких никто не признает, честности никто в толк взять не может, ума не определяют иначе, как способностью нажиться, главною добродетелью признают смирение пред волею старших».
Старый чиновник Юсов — самая яркая фигура в комедии по живописности изображения и по обличительной силе. Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже похваляется тем, что любит «выводить в люди» молодежь без роду, без племени, и действительно «выводит» малограмотного чиновника Белогу-бова, но делает это не по доброте душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным, Юсов обеспечивает себе послушных пособников.
Он убежденный взяточник. Торговля законом — для него жизненное правило, навеки установленное на благо чиновников, больших и малых. Чиновник, не берущий взяток и проповедующий обязательность честности, для Юсова — враг и вольнодумец. Юсов не скрывает, что берет взятки, как не скрывает своих поступков человек, считающий, что ни в чем не выходит за рамки нравственного порядка и государственного закона.
Таких же убеждений держится и генерал Вышневский, и молодой чиновник Белогубов, и вдова-чиновница Кукушкина, и ее дочь Юлинька. Они все не случайные люди, а типичные представители царской бюрократии.
В глазах Островского, как указывал Чернышевский, взяточничество «не произвольное преступление нескольких дурных людей, а старый обычай, тесно связанный со многими другими обычаями, столь же важными и вредными, со многими коренными понятиями о жизни».
Юсов возмущен критикой в адрес начальства: «Кабы Аристарх Владимирыч при его уме да знал законы и все порядки так, как его предшественник, ну, и конец… конец… и разговаривать нечего. Поезжай за ним, как по железной дороге. Так ухватились за него, да и ступай. И чины, и ордена, и всякие угодья, и дома, и деревни с пустошами. Дух захватывает!»
Всей сплоченной касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов — молодой человек с университетским образованием. Чувство глубокого негодования вызы-
вает у Жадова неправда, с какой он сталкивается в своей практической деятельности. «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека и думал, что мои слова произведут на них действие». Но у Жадова не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлением семейных обстоятельств он идет, в конце концов, просить доходного места у своего дядюшки Вышневского.
Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и представитель демократической среды. Какова бы ни была его личная слабость, за ним — сила новой общественной мысли. «…Всегда были и будут слабые люди. Вот вам доказательств — я сам»,— говорит Жадов Вышневскому, но тут же указывает старому генералу-взяточнику на людей нового, демократического лагеря: «…слышатся энергичные возгласы против общественного зла… начинает создаваться общественное мнение… в юношах воспитывается чувство долга, чувство справедливости, и оно растет, растет и приносит плоды. Не увидите вы, так мы увидим…»
Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед бюрократической средой, его бездейственности, хотя в уста героя писатель вкладывает много своих мыслей. Как писал Добролюбов, Островский, «без сомнения, сочувствовал тем прекрасным вещам, которые говорит Жадов; но в то же время он умел почувствовать, что заставить Жадова делать все эти прекрасные вещи — значило бы исказить настоящую русскую действительность».
В финале комедии Островский с исключительным мастерством изображает поведение Юсова и Вышневского. «…Юсов,— пишет Добролюбов,— узнав, что все ведомство Вышневского отдано под суд, выражает искреннее убеждение, что это по грехам нашим — наказание за гордость…» Вышневский то же самое объясняет, только несколько рациональнее: «Моя быстрая карьера и заметное обогащение — вооружили против меня сильных людей…» И, сходясь в этом объяснении, оба администратора остаются затем совершенно спокойны совестию относительно законности своих действий… Да и отчего бы не быть им спокойными, когда их деятельность, равно как и все их понятия и стремления, так гармонируют с общим ходом дел и устройством «темного царства»?
Комедия «Доходное место» возбудила ненависть взяточников, крепостников и получила высокое признание со стороны лучших людей своего времени. И сейчас «Доходное место» не сходит со сцен лучших театров, продолжая бороться с темными сторонами жизни, обличая пороки, утверждая истинное благородство.