А. Н. Островский, как и многие другие писатели, творил в эпоху освобождения людей от крепостной зависимости. Именно в девятнадцатый век велись беседы о свободе, как крестьян, так и женщин. В пьесах Островского эта тема особо остро звучит, ведь Александр Николаевич без прикрас изображает обмана, который живет фальшивыми ценностями и где можно купить все: женщин, любовь, честь. Такой мир не приносит людям истинного счастья.
В драме «Бесприданница» показаны две женские судьбы: мать и дочь. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, обладает слишком маленьким состоянием, чтобы обеспечить дочь приданным, поэтому она завлекает в дом состоятельных мужчин. Ее выбор женихов очень примитивен: чем больше денег у претендента на руку дочери, тем лучше. Одну из дочерей Харита Игнатьевна выдала за кавказца, а он впоследствии убил ее из-за приступов ревности. Но мать не сделала выводов из этой ситуации, так как и Ларисе подыскивает мужа, ориентируясь отнюдь не на порядочность кандидата. Лариса все же мечтает о любви, о достойном человеке. Она красивая, талантливая, играет на фортепьяно и гитаре, что позволяет создавать в доме привлекательную атмосферу уюта и удовольствий. Мать Ларисы пользуется этим, время от времени обращаясь к состоятельным гостям за «помощью» на предметы одежды Ларисы или другие вещи. Окружающие называют домашнюю обстановку Огудаловых «цыганским табором», который не по душе утонченной и романтической Ларисе. Ей приходится улыбаться сквозь слезы, веселить гостей своими песнями и игрой на инструментах.
Лариса мечтает о любви, и ошибочно считает, что Паратов — умелый обольститель, любящий деньги и удовольствия,- сможет удовлетворить ее потребность в любви и семейном очаге. Доведенная до отчаянья из-за близости поспешного, неудачного брака с Карадышевым, она едет кататься с ним по Волге. Ей хочется верить, что Паратов поступит с ней порядочно, но он использует ее как средство для удовлетворения своего мужского тщеславия. Для него не аморально «жениться» на миллионах, пренебрегши Ларисой, низко используя ее доверчивость, ее чистоту.
Карандышев, жених Ларисы, тоже не обладает достоинствами, поскольку и он желает использовать ее как средство, чтобы стать выше в глазах общества. Драма подходит к своему завершению, когда Лариса осознает, что все, кто находились с ней рядом, желали ее использовать как вещь. Именно красивой вещью и она начинает чувствовать себя. У нее нет мужества, чтобы покончить самой с такой перспективой — быть вещью в чужих руках, но в этом «помогает» Карандышев — одним выстрелом он прерывает ее муки. Именно как спасения Лариса воспринимает свою смерть.
Конец пьесы очень примечателен, хотя мне и сложно согласиться с автором, что смерть — единственное решение в сложившейся ситуации. Конечно, женщина в то время не имела права голоса и возможностей обеспечивать себя материально, но ведь в бедности нет ничего предосудительного или порочного. Напротив, жизнь содержанки — это низко и непорядочно. Мне искренне жаль Ларису, как и других героинь произведений Островского, ведь они так и не узнали, что такое счастье.