Конфликт это с толкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.
В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить.жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели.
В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда «наступает на пятки» старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг пес, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию.
Трагедия — произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами,жизни. Вообще, пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, заканчивается действие гибелью главного героя, как и в античной трагедии (не считая бессмертного Прометея).
Гибель Катерины — это результат столкновения двух исторических эпох. Герои пьесы принадлежат разным эпохам. Например, Кулигин — это человек XVIII века. Он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертой средневековья. Он цитирует Ломоносова и Державина — это тоже черта человека XVIII века. Борис — это уже представитель XIX века, образованный человек. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений.
Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Катерина оказывается «старше» всех в городе по своему мировоззрению, даже «старше» Кабанихи. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все «как положено»: ее боятся и уважают невестка и сын.
Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальные представления Катерины рушатся прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, уговаривая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калипова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений.
Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж — это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не оправдывает ожиданий Катерины. Она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства, которое принимает форму чувства любви. Эта любовь для Катерины — страшный грех.
Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, обладающая высокими нравственными принципами, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы Домостроя. То чувство, которое зародилось в Катерине, не может реализоваться до конца, и она, не смиряясь с судьбой, совершает тяжкий-грех — самоубийство.
Пьеса «Гроза» — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома общественных отношений.