Так знать и любить природу, как умеет Бунин — мало кто умеет.
А. Блок
Свой путь И. А. Бунин начинал как поэт. На первых порах он явился учеником Никитина, Кольцова, отчасти также Некрасова. Молодой поэт следовал за ними в разработке крестьянской тематики, перенимал мотивы их лирики, подражал строю их стихов.
Однако с годами И. Бунин развивается в интересного, самобытного поэта, а его творчество приобретает несколько иную направленность. Он становится настоящим мастером живописания природы. Погружение в нее, в свою очередь, обостряет в поэте понимание вечных законов бытия — будь то жизнь природы или жизнь человека.
И. А. Бунину довелось жить в трудную, переломную эпоху. Не являясь сторонником революционных перемен, он с горечью наблюдал за тем, как рушится понятный ему быт и уходит в прошлое привычная жизнь. Именно поэтому многие произведения автора проникнуты чувством грусти по уходящему.
Воссоздавая картины русской природы, поэт не может освободиться от чувства печали. Он размышляет о том, что слишком быстро и незаметно проходят годы, постоянно думает о кратковременности счастья и самой жизни, остро ощущает собственное одиночество в рушащемся привычном мире.
Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель» уже своим названием настраивает на грустный лад. Оно рождает чувство печали и, может быть, даже уныния. Оно словно пропитано грустью. Словосочетания: «заунывно гудящий», «как будто тоскуешь», «ветер угрюмый» — способствуют созданию такого настроения.
Автор не случайно описывает в стихотворении позднее лето — начало осени. Пока еще «безмятежны и жарки последние дни», природа расцвечена яркими красками, «за окном свет и зной». Все еще вокруг полно движения, но понятно, что вот-вот наступит осень, а за ней и зима, когда все уснет до весны.
Героем стихотворения становится «черный бархатный шмель», который летает и бьется в окно. Он олицетворяет собой осеннюю природу, у него и оплечье «золотое», словно цвет осенней травы и листвы.
Пока еще он жив. Его жизнь ассоциируется со струной. Рука музыканта коснулась ее, и она задрожала, загудела и запела. Но постепенно струна успокаивается, звук становится все тише и вскоре совсем пропадает. Так и «рука» природы коснулась своей частички — маленького шмеля — и он ожил и загудел. Но проходит время, и шмель, словно струна, замирает, уснув в «засохшей татарке».
Частое повторение звука «ж» и внутренние рифмы, связанные с этим звуком («жилье», «безмятежны и жарки»), создают звуковой
образ жужжащего шмеля, в то время как звукоряд «ау-у-гу» («заунывно», «гудящий», «будто», «погуди») как бы предвещает появление осеннего ветра, который уже совсем близко. Этот гудящий звук струны, готовой вот-вот оборваться, который мы слышим вместе с лирическим героем и автором, наверное, услышал и Чехов, когда писал свой «Вишневый сад».
Тоскующие звуки скрипки, сливающиеся с жужжанием шмеля и звуком дрожащей струны, звучат в этих строках. О чем поет и плачет она?
Лирический герой стихотворения, глазами которого мы видим картину угасающей осенней природы и последнего шмеля, слышит эту печальную музыку природы. Он представляется не очень молодым человеком, философом по складу своего ума. Он задумывается о жизни и смерти и завидует шмелю, которому «не дано … знать человеческой думы», а, значит, жизнь его легка и приятна.
Последние дни уходящего лета и последний шмель настраивают лирического героя на печальный лад. Он видит, что «давно опустели поля», и знает, что «ветер угрюмый» скоро сдует в бурьян «золотого сухого шмеля».
Период, который Бунин рисует в стихотворении, — своеобразная граница между летом и осенью — воспринимается лирическим героем как граница между жизнью и смертью. Природа еще цветет и купается в лучах солнца, но вот-вот наступит ее гибель.
В стихотворении «Последний шмель» можно выделить несколько смысловых пластов. Печальная картина уходящего лета и уснувшего шмеля — это только первый пласт. Но автор не ограничивается лишь изображением картин природы. Именно поэтому стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Шмель, ассоциирующийся с самой жизнью человека, такой же быстротечной и мгновенно пролетающей, — это еще один смысловой пласт. Но автор здесь рассуждает и о жизни вообще. Он уверен, что глубинная суть человеческого бытия связана с миром природы, а человек — лишь часть ее. В жизни человека все устроено так же, как и в мире природы: детство — это весна, юность — лето, зрелые годы — осень и зима — смерть. Более того, автор убежден, что и само человеческое общество подчиняется всеобщим законам бытия.
Он с грустью ощущает перелом времени, неизбежность смены эпох, само изменение бытия. Скрипка плачет об уходящей жизни. Что готовит нам новый день? И не порвется ли та струна, которая символизирует связь времен?
В стихотворении «Последний шмель» мы видим печальную картину, но автор все же не выглядит здесь пессимистом. Он пишет о природе, для которой характерна цикличность: лето сменяется осенью, а осень — зимой, но затем вновь приходит весна. Начинается новая жизнь. Кроме того, Бунин называет смерть сном, а известно, что после сна наступает пробуждение.