Я сейчас все за Волгу смотрела: как там
хорошо, на той стороне!
А. Н. Островский
«Бесприданница» — одно из поздних творений Александра Николаевича Островского. В драме отразились мысли, взгляды, пристрастия, сложившегося художника, его нравственные идеалы.
В «Бесприданнице» конфликт основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Здесь раскрыта драма между зависимой бедностью и всепокоряющим богатством. Отношения между героями показаны с сюжетной и психологической конкретностью, гораздо яснее раскрыта их реальная внутренняя закономерность, и поэтому они полны драматического пафоса.
Лариса Огудалова — не простая девушка из мещанской среды. Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоев «общества». В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приводит ее к драматическому конфликту.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя юными дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не естественным и нормальным состоянием, а искусственно и трудно создаваемой декорацией, служащей сред-
ством для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип обращения с богатыми людьми, посещающими дом.
Лариса — младшая, последняя оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это и ставит незаурядную девуш- ку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов, среди них немало «всякого сброду». Жизнь в доме похожа на «цыганский табор». Лариса должна не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
Если бы эти противоречия были только внешними, Лариса могла бы найти из них выход: встретить и полюбить простого и искреннего человека, уйти с ним из этого «базара». Но противоречие заложено в самом характере девушки. Лариса сама тянется к блеску и благородству жизни, всякая простота и непритязательность оскорбительны для нее. Это ярко проявляется в отношениях с Паратовым и Карандышевым. В провинциальном окружении Ларисы, даже при наличии богатых поклонников Вожеватова и Кнурова, Паратов — человек исключительный.
По характеру он не предприниматель и не делец, а богатый избалованный столичный барин. «Заведя дело», он не входит в его «бюджетные» тонкости, потому и разоряется, но и тут не берется за работу, а решает поправить свое положение выгодной женитьбой. Паратов усвоил внешний лоск, который проявляется в смелом, иногда даже в дерзком и вызывающем поведении, в склонности к рискованным поступкам, даже бре-терству. Все это выделяет его из общей массы. Его манеры самодовольны и небрежны. Лариса и становится жертвой дворянско-бретерской неотразимости Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убеждение в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после первого их сближения, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым, чтобы не стать жертвой лицемерия и продажности. У Ларисы есть честь и доброе имя, которые она хочет сохранить, выйдя замуж бесприданницей, но в глубине души Лариса презирает жениха. Карандышев отчасти и заслуживает такого отношения. Он воплощение честной бедности, оскорбленной богатством. Он искренне ненавидит «цыганский табор» в доме Огудаловых и богатых поклонников Ларисы, соблазняющих ее, сорящих деньгами. Он сам как будто стремится к тихой семейной жизни. Но Карандышев не только мелкий чиновник, но и бедный помещик, старающийся благодаря женитьбе упрочить свое общественное положение, чтобы затем «баллотироваться в мировые судьи». Ему хочется «повеличаться» с молодой красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради его личных достоинств, а не от безвыходного положения. Все это и заставляет Карандышева переоценивать свои возможности — звать важных гостей на скромный обед, кичиться своим положением жениха. И это делает его предметом шуток и оскорблений.
Из такого соотношения характеров главных героев вытекает кульминация и развязка конфликта.
Для Паратова ночная поездка с Ларисой за Волгу — прощание с «волюшкой». Для Ларисы — катастрофа всей жизни. Теперь у нее нет ни приданого, ни девичьей чести, и остается или торговать своей красотой, или броситься в Волгу. Лариса и пытается сделать это, но у нее нет нравственных сил преодолеть естественную боязнь мучений и смерти. «Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть! Вот хорошо бы броситься!.. Ой, ой! Как страшно!.. Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала! Вот и нет сил!.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная!»
Драматург показал, что судьба вмешалась в жизнь и смерть Ларисы, спасая героиню от разврата, к которому толкают ее обстоятельства.
Драма оказалась удивительно актуальной и злободневной, раскрывающей суть извечной трагедии бесприданницы — умной, яркой, талантливой индивидуальнос-ти, становящейся предметом торга. «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещ>, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… Я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его…»