Вы находитесь: Главная страница> Островский Александр> Психологический тип либерала Ивана Ивановича Городулина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского)

Сочинение на тему «Психологический тип либерала Ивана Ивановича Городулина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского)»

Сам по себе психологический тип либерала был, пожалуй, известен и прежде. Еще Денис Давыдов запечатлел его в своих звонких, насмешливых стихах:

Всякий маменькин сынок,
Всякий обирало,
Модных бредней дурачок
Корчит либерала.

Нет сомнения, что Городулин и обирало, и «модных бредней дурачок», но есть в его характере и приобретения новейшего времени, отличающие его, скажем, от грибоедовского Репетилова. Репетилов — сплетник, пустомеля и только, а Городулин мнит себя деятелем, хочет руководить общественным мнением. Как и Репетилов, Городулин отличается обескураживающей наивностью, но не признает в себе глупца, человека «зауряд», а сам готовит себе успех, цинически присваивая плоды чужого красноречия.

Глумов, который отлично чует, кому что нужно, устраивает для Городулина настоящий концерт либерального пустословия: он бичует подобострастие к начальству, бюрократизм «форм и бумаг», требует, чтобы ему дали возможность стать лицом к лицу с «меньшим братом», а Городулин ведет себя как на аукционе — он подбирает себе фразы для спича. «Нам идеи что! — с пленительно наивной откровенностью восклицает герой.— Кто же их не имеет, таких идей! Слова, фразы очень хороши!»

«Меньшой брат», «насущные нужды», «увеличивать количество добра» вся эта либеральная патетика приводит Городулина 6 восторг. Глумов же, к его изумлению, штампует эти фразы, какмашина, и остается их только записывать. Восхитившись очередной, ораторской фигурой Глумова, Городулин восклицает: «Вот уж и это запишите». Так в мануфактурной лавке времен Островского говорили: «Заверните мне еще и это».

Циничный торг завершается тем, что Городулин скупает речи Глумова, так сказать, на корню, обещая взамен выгодное местечко. Сговор между двумя «порядочными людьми» совершается легко и без ненужных обиняков. Неужто Глумоз не войдет в положение Горо-дулина, которому завтра нужно говорить за обедом, «а думать решительно некогда»? Впрочем, похоже, что Городулину некогда подумать не только до .завтрашнего обеда, ему вообще некогда думать. Ну в самом деле, когда ему этим заниматься, если он то в суде, то на скачках, то в Английском клубе? И без услуг Глумова ему не. обойтись.

Когда Щедрин в своем очерке «Легковесные» (1868) взялся за исследование Социальной психологии современного либерализма, он отметил в нем те же черты, что привлекли внимание Островского. И прежде всего вырождение мысли, замену ее фразой, бессильным и ничтожным суррогатом идеи.

«Увы! нам не до идей! — восклицает Щедрин.— Теперь мы с сожалением вспоминаем даже о словах, даже о тех скудно наделенных внутренним содержанием речах, которыми отягощали нам слух пустопорожние мудрецы!» «Бессвязный гул, который издает толпа «легковесных»,— продолжает Щедрин,— не только не имеет ничего общего с мыслью, но даже находится в явно враждебных к ней отношениях. Коли хотите, анализируя этот гул пристальнее, вы, конечно, рискуете отыскать в нем нечто похожее на внутреннее содержание, но это внутреннее содержание тем только и отличается от наглой бессмыслицы, что в основе его лежит доходящая до остервенения ненависть к мысли».

Один из щедринских «легковесных» глубокомысленный немец барон Швахкопф, находящийся не в ладу и с мыслью, и с языком, во всеуслышанье объявляет: «Мой «мизль» — нет «мизль». Вот чисто городулинский лозунг!

Что проку в том, что Городулин, подобно другим героям комедии, любит порассуждать об «уме». «Мне кажется, нужно только ум и охоту работать»,— поучает он при первом знакомстве Глумова. Как и старичков-ретроградов, Городулина окутывает в пьесе плотная пелена безмыслия. Различие тут одно: крепостники исходят злобой, их историческая никчемность, обреченность делают их «ненавистниками», слепыми и косными в своей приверженности старым порядкам; Городулин же, прилипающий к любой неопасной новизне, человек по природе добродушный, но, что называется, без царя в голове и к тому же одержимый тщеславием, пуще подчеркивающим его глупость.

Однако глупость еще не значит безразличие к выгоде. Выгоде не грубой, материальной, упаси господь, а обставленной всеми аксессуарами бескорыстного духовного порыва и общественного успеха. Разгадавший низкую природу многих респектабельных стимулов, Щедрин учил понимать, что если «легковесный» волнуется, изгибается, цепляется, то не надо думать, что это шевелится его мозговое вещество: просто «где-то вдали мотается кусок». «Мой «мизль» — нет «мизль» — это ошарашивающее признание явилось на свет не зря и в самую безрадостную пору гарантирует изобретателю афоризма домашний уют, личную безопасность и устойчивый доход.

Таким образом, если в обществе катастрофически падает уровень сознательной мысли, в этом не меньше «ненавистников» повинны легковесные «мудрецы», наполняющие округу либеральным звоном и стенанием, готовые разменять любую серьезную мысль на мелкую монету расхожих фраз и кончающие тем же бессвязным любостяжательным гулом.