В русской культуре Александр Николаевич Островский занимает совершенно особое место: уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Отразив насущные социальные вопросы современности с помощью остро критического видения жизни, предложив свое понимание задач искусства, Островский создал портрет великой эпохи 60-х годов 19 века.
В январе 1860 года впервые выходит в свет драма А. Н. Островского «Гроза». Произведение поразило публику своим сюжетом и трагическим финалом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина — «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего.
О детских годах главной героини мы узнаем из ее монологов. В это беззаботное время Катерина «жила, точно птичка на воле» в окружении материнской любви и прекрасной природы. Она еще не знала горькой жизни, которая ожидала ее в «темном царстве». Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. И все казалось радостным и безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в мире грез, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное не хотела замечать и понимать. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло и прекрасно. Катерина была наивной и доброй, воспитанной в религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и жестокости. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: ей было все равно, за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может продолжать привычную жизнь. Грустные, тревожные мысли не дают ей любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить только своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься!» В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить, свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, она становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не обладает какими-то качествами, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что Катерине недоставало любви в душной атмосфере дома Кабанихи. И чувство к Борису было спасением, не давало Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживало ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим душу и право на счастье. Это был бунт против судьбы, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему нельзя. Она принесла свою совесть в жертву.
По-моему, идя на этот шаг, Катерина уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина ее падения, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она ожидала возмездия с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично его искупить она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть- то ничего не могу» — такова Катерина.
Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина считает смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Добролюбов определил характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере героини все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что она едина с природой, с Богом. Русский, потому что только русский человек способен так любить, способен так жертвовать, так покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
Хотя и изменилась жизнь Катерины после замужества, она не утратила своей поэтической натуры: ее по- прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, взглянуть на мир. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем та, которую она имеет. Катерина рвется на свободу, но не на свободу плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невидимые голоса, и пахнет кипарисом, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».
Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, — понимания и защиты. Борис совершает подлый, полный трусости и нерешительности поступок: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам». Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь это открытый протест. Кулигин и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия. Даже безропотный исполнитель желаний матери Тихон публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины. Уже нависла над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить его.